Американская мечта: Джон Рокфеллер

12.05.2018 09:14

Москва, 12 мая - "Вести.Экономика". "Все крупные состояния созданы неправедными средствами". Это - старая сентенция. Ярким примером, подтверждающим эту истину, является жизнь Джона Дейвисона Рокфеллера, человека, как говорят американцы, "сделавшего себя", человека, вступившего на предпринимательскую стезю, не имея ни гроша в кармане, но к концу своих дней одного из богатейших людей мира, первого мультимиллионера.

Джон Рокфеллер со своим братом Вильямом прибыл в США в начале 1860-х гг. После скитаний по стране он поселился в Кливленде (штат Огайо). На первых порах 22-летний Джон зарабатывал себе на жизнь мелкой торговлей хлебом, мало удовлетворявшей честолюбивого и предприимчивого молодого человека. К концу 1860-х гг. первые успехи пионеров нефтяного дела достигли Кливленда. Поддавшись общему настроению, Джон с головой окунается в новое и перспективное дело.

Незадолго до этого (в 1859 г.) полковник Э. Дрейк обнаружил в Пенсильвании нефть, которая неожиданно потекла из оврагов, изломов речных берегов, из-под фермерских сараев и домов. Становление нефтяного производства началось очень бурно. Страна вновь пережила потрясение, близкое знаменитой калифорнийской "золотой лихорадке". В нефтеносные районы устремились молодые и энергичные люди, жаждавшие быстрого обогащения. Это движение принесло на своих волнах и Дж. Рокфеллера. С этого момента началась карьера этого человека, имя которого вскоре стало известно всему миру.

В толпе авантюристов, карточных шулеров со своей неизменной библией подмышкой одиноко бродил Дж. Рокфеллер, уже тогда уверовавший в свое призвание стать самым богатым человеком. Очень скоро молодой Рокфеллер разглядел громадные возможности, таящиеся в нефтяном деле. Забросив торговые и служебные дела, он раз и навсегда связал свою жизнь с нефтью. Вместе с Андрюсом и Флеглером в Кливленде он основал небольшой керосиновый завод, затратив на его постройку около $5 тыс. В 1867 г. предприятие объединилось с четырьмя другими заводами. Именно в это время к нему раньше других американских нефтепромышленников приходит понимание, что господствовать на нефтяном рынке будут не производители нефти, а компании, захватившие в свои руки ее переработку, транспортировку и торговлю.

Добычу, связанную с огромными расходами и риском, Рокфеллер решил переложить на плечи других людей. К 1870 г. в США насчитывалось около 250 предприятий, занимавшихся переработкой нефти, между которыми шла беспощадная война за овладение рынком сбыта. Первой задачей на пути к лидерству Рокфеллера стала расправа с конкурентами. В разрешении этой задачи он достиг завидных результатов. В борьбе со своими конкурентами он пользовался не только понижением цен и продажей нефтепродуктов, часто себе в убыток, но и запугиванием, шантажом, подкупом и обманом. Он начал широко применять систему продажи нефтепродуктов непосредственно потребителю. Результаты не заставили себя долго ждать: последовало массовое разорение мелких нефтепромышленников, торговцев и многочисленных комиссионеров, не сумевших устоять против возросшего напора Рокфеллера.

В августе 1870 г. Дж. Рокфеллер со своими компаньонами и при участии кливлендского банкира Харкнесса основывают компанию Standart Oil с акционерным капиталом в $1 млн, разделенным на акции по $100 каждая. Уже в 1872 г. компания овладевает всеми нефтеперегонными заводами Кливленда. В 1877 г. Рокфеллер скупает большую часть нефтеперерабатывающих заводов Нью-Йорка, Филадельфии, Питсбурга, Бостона, Балтимора и других городов. К этому времени больше половины добываемой в США нефти уже проходит через руки Рокфеллера.

Его имя еще не было широко известно, но соприкасавшиеся с ним люди отмечали его огромную энергию и необычайную, не знавшую никаких преград силу воли. Для достижения целей он не брезговал никакими средствами, не останавливаясь перед нарушением закона, подкупом чиновников, подлогом, а то и просто мошенничеством. Когда для разорения конкурентов необходимо было снижать цены, Рокфеллер шел на огромные убытки и доводил их до предельно низкого уровня. Но когда соперников не было, он продавал нефтепродукты по очень высоким ценам, не считаясь с интересами потребителей.

Жажда обогащения и чудовищная скупость - эти две черты наиболее полно проявились у Джона Рокфеллера. Во время Гражданской войны его родной брат Франк ушел добровольцем на фронт, оставив семью без всяких средств. Самому Франку не хватило $75 на обмундирование. Джон отказал в помощи как брату, так и его семье. Дети Франка умерли от голода и были похоронены в семейном склепе Рокфеллеров. Вернувшись с войны, Франк перезахоронил тела своих детей. "Я не желаю, - сказал он, - чтобы кто-нибудь из моих близких покоился на земле, находящейся в распоряжении этого чудовища, этого монстра - Джона Дейвисона Рокфеллера".

В своей деятельности Рокфеллер избегал операций, связанных с каким бы то ни было риском. Он стремился проводить операции, которые заранее обеспечивались высокой прибылью. Для полного подчинения себе нефтяного рынка, однако, оказалось недостаточно овладеть перерабатывающими и торговыми предприятиями. Дело в том, что транспортировка нефтепродуктов из районов добычи к перерабатывающим пунктам, а оттуда к местам ее потребления из-за сложности и дороговизны ее перевозки железнодорожным транспортом резко увеличивала стоимость нефти. Поэтому с самого начала своей деятельности Рокфеллер большое значение придавал транспорту, стремясь овладеть всеми средствами перевозки и перекачки нефти или подчинить их себе.

До возникновения и роста нефтепроводного транспорта США нефть в основном перевозилась железнодорожными компаниями. Рокфеллер заключил с ними соглашение с целью обеспечить себя льготными перевозочными тарифами. Крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия Standart Oil были связаны с тремя главными железнодорожными компаниями, возглавлявшимися Вандербильтом, Скотом и Джуэтом. Эти дороги, связывавшие заводы Рокфеллера с рынками сбыта, вели между собой ожесточенную конкуренцию за привлечение выгодных клиентов. Будучи частными и совершенно самостоятельными, они, согласно законам США, были обязаны одинаково относиться, не давая предпочтения, ко всем товаропроизводителям. Однако Рокфеллеру удалось добиться от них существенных льгот для своей компании, поскольку в условиях того времени стоимость перевозки нефтепродуктов в несколько раз превышала их производственную стоимость.

Понятно, что при таком положении малейшие транспортные льготы ставили Standart Oil в исключительно выгодное и преимущественное положение. В результате переговоров с тремя дорогами Рокфеллер заключил с ними договор, согласно которому железные дороги обязывались удвоить тарифные ставки, компания Рокфеллера оплачивала грузы по старым ставкам, разница в тарифных ставках поступала в пользу рокфеллеровской компании, все дальнейшие изменения тарифных ставок должны были согласовываться с Рокфеллером.

Понижение стоимости железнодорожного тарифа сразу дало Рокфеллеру перевес над конкурентами. Этот договор являлся образцом нарушения закона о равенстве тарифов для всех грузоотправителей; понимая всю беззаконность договора и не желая подвергать компанию риску, Рокфеллер совместно с главными участниками Standart Oil основывает South Improvement Company ("Южная компания усовершенствования"), которая и заключила с железными дорогами этот тарифный договор.

Договоры были оформлены очень умело, и участники сделки держали их в секрете, т. к. в случае их оглашения они независимо от уголовной кары рисковали подвергнуться суду Линча. Имея возможность приостановить отправку грузов своих конкурентов, Рокфеллер становился диктатором на нефтяном рынке, мог ставить любые условия своим конкурентам.

Результатом стало заключение договора. Новая компания платила за фрахт на $1 дешевле, чем другие предприниматели, и, кроме того, получала по $1 за каждую бочку, отправленную другим обществом. По истечению первого года Рокфеллер и его компаньоны положили в свои карманы $6 млн чистой прибыли.

В кратчайшие сроки соперники Рокфеллера были прижаты, и им не оставалось другого выбора, как слиться со своим более сильным конкурентом, уступить свое имущество и права за полцены или прекратить деятельность своих предприятий. За три месяца существования South Improvement Company большинство кливлендских заводов совершенно разорились или за бесценок были скуплены Рокфеллером. Через 6 месяцев Рокфеллер овладел 20% всей нефтеочистительной промышленности США. Столь быстрый успех вызвал подозрение.

В 1872 г. членам комиссии, учрежденной Торговой палатой США, удалось пролить немного света на это негласное соглашение. Но как только началось следствие, оно тут же было немедленно прекращено. Конгресс штата приказал расследовать дело, но в то же время действовала некая таинственная сила, приказывавшая прекратить следствие. Однако, несмотря на противодействие, тарифное соглашение стало достоянием гласности. Для нефтепромышленников, не связанных со Standart Oil, оно было полной неожиданностью. Практические результаты сделки оказались настолько ошеломляющими, что вызвали бурю негодования в самых различных слоях общества.

Независимые производители нефти и нефтеочистители объединились в союзы. К выражению негодования был привлечен народ. На заговорщиков обрушилась печать. По улицам Нью-Йорка, Филадельфии, Питтсбурга и Кливленда прошли демонстрации, во время которых разбрасывались "черные списки" с именами участников преступного сговора. Дело приняло серьезный оборот, железнодорожные компании не выдержали: на совместном совещании железнодорожных фирм с нефтепроизводителями 1 марта 1872 г. договор был расторгнут.

В результате многочисленных протестов, поступивших в законодательное собрание штата Пенсильвании и Конгресса США, 6 апреля 1872 г. общество South Improvement Company было распущено. Созданная правительством США специальная комиссия признала: "Не подлежит никакому сомнению, что важнейшим фактором могущества Standart Oil были незаконные скидки с железнодорожных тарифов". Но, несмотря на вопиющие нарушения, Рокфеллер вышел сухим из воды. Уже в этот период его деятельности, наряду с ростом финансовой мощи, Рокфеллер оказывал огромное влияние на правительственные круги посредством систематических подкупов правительственных чиновников, газет и т. д.

Так закончилась знаменитая железнодорожная эпопея. Но решающим в усилении финансового могущества Рокфеллера, приведшего к почти полному овладению Standart Oil американским нефтяным рынком, являлся захват им нефтепроводной сети. Начало нефтепроводного строительства в США относится к 1860-м гг. В 1865 г. был построен первый нефтепровод. К 1874 г. их насчитывалось уже около 20. Эти нефтепроводы были рассчитаны на транспортировку нефти на короткие расстояния. До 1873 г. Рокфеллер не принимал участия в сооружении нефтепроводов. Но после провала авантюры с железными дорогами он обратился к сооружению новых и захвату уже работавших нефтепроводов.

В 1873 г. Рокфеллер основал American Transfer Co. В 1874 г. он скупил 1/8 акций крупнейшей нефтепроводной компании United Pipe Line, владевшей 30% всех нефтепроводов Пенсильвании, а в 1877 г. - Empire Transport Co. Все это происходило на фоне ожесточенной борьбы Рокфеллера с железнодорожными компаниями, понимавшими, что усиление мощи последнего грозит им потерей крупнейшего клиента. Располагая уже почти 80% всей нефтяной торговли, Рокфеллер отнял у железнодорожных компаний основную массу грузов, диктуя им свои условия.

Произошла перемена ролей. В этих условиях ему стало выгодно поддерживать на дорогах высокие тарифы, чтобы окончательно разорить своих конкурентов. Для этой цели он платил железным дорогам определенный процент за нефть, которую его компания перекачивала по своим нефтепроводам. Эта сделка была выгодна ее участникам, но гибельно отразилась на конкурентах Рокфеллера, заставив последних объединиться в "независимые фирмы" и предпринять постройку крупнейшего в то время нефтепровода длиной почти 200 км от промыслов севера-запада до Нью-Йорка. Строительство нефтепровода было завершено летом 1879 г. Рокфеллер, не веривший в успех этого дела, изменил вскоре свое мнение.

Началась война между Standart Oil и "независимыми компаниями". Чтобы расправиться с конкурентами, Рокфеллер приступил к сооружению огромных нефтепроводов от нефтепромыслов до крупных городов, таких как Филадельфии, Нью-Джерси, однако "независимые" не сдавались. Расправиться с ними он решил с помощью покупки их акций, не останавливаясь ни перед какими ценами. Очень скоро ему удалось приобрести влияние на дела "независимых". Одновременно с этим Рокфеллер скупает нефтеперерабатывающие заводы, обслуживавшие эту компанию. Благодаря всем этим акциям "независимые" стали терять покупателей. После 4-летней ожесточенной борьбы их сопротивление было сломлено. Они капитулировали, войдя в состав Standart Oil.

С этого времени утвердилось монопольное положение Рокфеллера в нефтепроводном хозяйстве США. Чтобы удержать свое господствующую роль, он не допускал своих конкурентов к строительству новых нефтепроводов: он покупает земельные участки, по которым "независимые" намечали прокладку нефтепроводов, вступил в соглашение с отдельными компаниями и предприятиями, скупая их акции и снижая тарифы на перекачиваемую на его нефтепроводах нефть, для давления на конкурентов он оказывал влияние на железные дороги, которые запрещали прокладку нефтепроводов на их территориях.

Рокфеллер не останавливался даже перед уничтожением соперников путем нападения подкупленных им банд на владения конкурентов. Ряды "независимых" редели, большинство из них разорялось, многие кончили жизнь самоубийством. Рокфеллер вышел победителем из этой борьбы. Из 64,36 тыс. км нефтепроводов США конца ХIХ в. в руках группы Standart Oil оказались 56,31 тыс. км. Такое положение обеспечило Рокфеллеру господство на американском нефтяном рынке.

В 1906 г. под влиянием антимонопольного движения, многочисленных публикаций конгресс издал закон о передачи нефтепроводов в общественное пользование и об одинаковых для всех ценах за перевозку нефти. Рокфеллер с присущей ему ловкостью обходил этот закон, всячески сопротивляясь его проведению в жизнь. Только в 1914 г., когда борьба против крупных монополий в США усилилась, Standart Oil, хотя и не окончательно, но все же капитулировала, сохранив все же решающие позиции в нефтепроводном транспорте.

Наряду с нефтепроводной сетью компания Рокфеллера монополизировала почти весь нефтеналивной транспорт США. Тоннаж ее наливной флотилии составлял в 1933 г. 2057 тыс. тонн, тогда как танкерный флот двух крупнейших мировых нефтяных концернов "Ройял Дейтч Шелл" и "Англо-Першен Ко" насчитывал 2618 тыс. тонн. Обладая мощным нефтеналивным флотом, Standart Oil контролировала не только экспортные, но и импортные потоки США.

В 1879 г. Рокфеллер заключил соглашение с 40 нефтяными фирмами, положив начало организации трестов в США. В 1882 г., когда в руках Standart Oil было около 80% всей нефтяной продукции США, соглашение 1879 г. было пересмотрено и организуется Standart Oil Trast с капиталом в $70 млн. Вновь заключенное соглашение предусматривало объединение 86 владельцев нефтяных заводов и транспортных предприятий, которые продолжали существовать как "самостоятельные" предприятия и передали весь контроль над управлением предприятиями правлению в составе 9 "доверенных" (представителей) треста, уйдя от ведения нефтяного дела.

Эти "доверенные", получив акции участников соглашения, стали выдавать им "доверительные свидетельства" - сертификаты треста на суммы, равные стоимости их акций. "Доверенные" треста получали функции директората с правом назначения и смещения директоров и служащих компаний, входящих в состав треста, организации и ликвидации предприятий, в зависимости от коммерческой рентабельности, занимались сбором, подсчетом и распределением всех доходов треста. Таковы были первоначальные формы трестовской организации Standart Oil, ставшие затем прообразом для могущественных объединений в других отраслях промышленности США.

Капитал Standart Oil при организации треста составлял $70 млн, однако им было выпущено сертификатов на $90 млн. Это не помешало поднять их рыночную стоимость до $165 млн. Уже в 1889 г. их стоимость определялась в $148 млн.

Монополизм компании в установлении цен на нефтепродукты, не считаясь с интересами потребителей, обусловил резко враждебное отношение к ней со стороны населения. Эта группа и особенно ее глава Дж. Рокфеллер снискали себе лютую ненависть тысяч мелких и средних собственников и рабочих, разоренных его методами борьбы с конкурентами. Вместе с ростом финансового могущества Рокфеллера росла ненависть со стороны практически всех слоев американского общества. Все это способствовало популярности в обществе антитрестовских законов. Эти требования находили поддержку и у властей. За 1889-1892 гг. в ряде штатов была издана серия антитрестовских законов.

В 1890 г. американским конгрессом был принят знаменитый закон о трестах, не допускавший никаких соглашений и сделок между трестами, направленных к ухудшению или ограничению свободной конкуренции в торговле и промышленности. Удар был направлен в первую очередь против Standart Oil. В 1890 г. она формально распускается, а ее средства делятся между обществами, входившими в нее. Однако на самом деле положение почти не изменилось, поскольку все эти общества контролировались "доверенными" людьми Рокфеллера, которые раньше стояли во главе компании и теперь продолжали быть с ней тесно связанными.

В 1904 г. пришедший к власти Теодор Рузвельт под давлением общественности начал борьбу с детищем Рокфеллера - группой Standart Oil. В первую очередь он решил доказать, что в нарушение антитрестовских законов все зависимые предприятия Рокфеллера составляют единый трест. Тем самым он мог бы привлечь Рокфеллера к ответственности за нарушение законов. Рузвельт организует расследование одной из компаний этой группы - Standart Oil Indiana. Он приложил усилия к тому, чтобы слушание этого дела состоялось не на промышленном Востоке, а в Чикаго, в центре фермерского запада, где ненависть к монополиям и к Рокфеллеру была особенно сильна.

Суд над Рокфеллером привлек внимание всей страны. Огромные толпы жителей Чикаго заполнили все прилегающие к зданию улицы. Залы суда были переполнены, и озлобленные крики в адрес Рокфеллера не раз прерывали бурное заседание. Суд доказал, что Рокфеллер 1462 раза нарушил закон США. Установив столь вопиющую картину уголовной деятельности одного из богатейших людей страны, суд, однако, не отправил Рокфеллера за решетку, как обычного преступника, и приговорил его лишь к денежному штрафу в размере $29.240.000. В своем комментарии к приговору судья выразил сожаление, что его компетенция не позволяет ему посадить Рокфеллера в тюрьму, как обычного преступника, ибо, закончил он, обращаясь к подсудимому: "Вы принесли обществу большей ущерб, чем фальшивомонетчики или те, которые похищают письма в почтовых ящиках". Приговор суда и комментарии судьи были встречены аплодисментами и радостным криком многотысячной толпы.

Сообщение о размере штрафа застигло Рокфеллера во время игры в любимый им гольф. Он не прервал игры, заметив однако, что "этот дурацкий приговор никогда не будет приведен в исполнение". И действительно, знаменитый $29-миллионный штраф так никогда и не был заплачен. Чтобы не выполнять решения суда, были пущены в ход подкуп, шантаж. Вскоре Верховный суд США отменил решение Чикагского суда. В стране поднялась буря негодования.

Казалось, поединок между Рокфеллером и Рузвельтом завершился победой первого, но в 1907 г. создается следственная комиссия во главе с Келлаганом, которой был собран огромный обвинительный материал, что дало основание Верховному суду пересмотреть свое решение. Осенью 1911 г. он принял решение, несмотря на яростное сопротивление Рокфеллера, о роспуске Standart Oil. В результате постановления эта группа была разделена на 11 совершенно самостоятельных обществ, действовавших на определенной территории со строго определенными функциями.

Однако Standart Oil сохранила свое внутреннее единство. Этому способствовала тесная связь между руководителями компаний, образовывавшими группу Standart Oil, где ведущую роль играл Рокфеллер. Отчет, выпущенный Нью-Йоркской фондовой биржей в 1912 г., следующим образом характеризовал состояние этой компании после издания антитрестовских законов: "Три отличительные черты характеризуют Standart Oil в качестве одной из самых сильных корпораций в мире. Первая - искусная организация корпораций, благодаря чему она выдержала натиск правительства, применившего закон Шермана против трестов; вторая - необычайные уменье и успешность в ведении дела, присущие этой организации; третья - особенное установившееся согласие между компаниями, зависящими от Standart Oil, до приговора о расторжении треста..., которое делает отношения между ними во всем, что касается конкуренции, столь же болезненными, как это было до приговора Верховного суда".

Атмосфера всеобщей ненависти, окружавшая Дж. Рокфеллера, побудила его взяться за создание своего пристойного имиджа в глазах общественности. Прежде всего он взялся за печать. Скупая ряд крупнейших американских газет и газетных агентов, Рокфеллер стал возвещать всему миру "о великих деяниях величайшего из людей Америки". Огромные суммы расходовались Рокфеллером на всевозможные благотворительные организации и поддержку религиозного движения и политических организаций.

Им был создан специальный фонд Rockfeller Fundation, ведавший обширным благотворительным капиталом. "Я не хочу, - говорил старый Рокфеллер, - чтобы мои дети росли в той атмосфере ненависти, в которой прошла моя жизнь". Около $200 млн пожертвовали Рокфеллеры на один только знаменитый "Рокфеллеровский институт". Свыше $50 млн он передал в 1909-1929 гг. на организованный им для филантропических целей "Комитет воспитания" (Education Board). Огромные суммы были затрачены фондом на осушение болот, борьбу с малярией и другими инфекционными болезнями в таких странах, как Мексика, Венесуэла, Колумбия.

Джон Дейвисон Рокфеллер умер в 1929 г., оставив о себе, несмотря на значительные пожертвования, сделанные им в конце жизни, не слишком добрую память у американцев.
Игорь Шапкин, Финансовый университет при Правительстве РФ, профессор