Вести Экономика

ВЕСТИ Прямой Эфир

 

      Цены на бензин: повысить нельзя регулировать

      Распечатать

      07.06.2018 18:40

      Москва, 7 июня - "Вести.Экономика". Цены на бензин и дизтопливо снова в центре внимания: автомобилисты возмущаются, сельхозпроизводители озабочены ростом издержек и стабильностью поставок. Правительство объявило о снижении акцизов, но действенность принятых мер остается под вопросом, считает Анна Лакейчук, руководитель аналитического отдела ITI Capital.

      Анна Лакейчук, руководитель аналитического отдела ITI Capital

      "Цены на нефтепродукты на внутреннем рынке тесно связаны с динамикой мировых цен на нефть, курсом рубля и изменениями в налогообложении нефтяной отрасли. Первые два фактора сейчас играют против российских потребителей топлива: цена нефти марки "Юралс" выросла c $65,2/барр. в среднем за I квартал 2018 г. до $69,1 в апреле и $74,9 в мае, курс рубля относительно доллара снизился с 56,9 в I квартале до 60,5 в апреле и 62,2 в мае. Экспортные пошлины на бензины и дизель составляют около 30% от пошлины на нефть и соответственно меняются вместе с мировыми ценами, а акцизы после повышения с 1 января (на 10,7% по сравнению с 2017 г. для бензина класса "Евро-5" и на 12,7% на дизель) оставались неизменными.

      В этих условиях рублевые цены на экспортную нефть и нефтепродукты существенно выросли даже после вычета пошлин. На внутреннем рынке, по данным Росстата, производители тоже подняли цены: бензин подорожал в апреле на 13% по сравнению с мартом (хотя розничные цены выросли только на 1%), а к 28 мая розничные цены на бензин повысились на 7,3% относительно начала года и достигли в среднем 42,8 руб. за литр. При этом текущая равная экспортная цена (netback), по оценкам аналитиков и экспертов отрасли, на внутреннем рынке составляет порядка 51 руб. за литр бензина.

      Меры, принятые правительством на данный момент, – это решение о снижении акцизов с 1 июня (на 3 тыс. руб. за тонну на бензин и 2 тыс. руб. на дизель) и отмена планировавшегося ранее повышения акцизов с 1 июля (на 679 и 593 руб. за тонну на бензин и дизель соответственно). Кроме того, ФАС и Минэнерго поручено следить за динамикой цен на топливном рынке, с нефтяными компаниями договорились о замораживании цен и повышении экспортных пошлин в случае нарушения компаниями соглашения. Повышение экспортной пошлины – безусловно, самый действенный способ для стимулирования поставок на внутренний рынок, но он противоречит текущей стратегии развития отрасли и налоговому маневру, в частности.

      Владимир Путин в ходе сегодняшней "прямой линии" заявил, что происходящее на топливном рынке недопустимо и проблема связана с неточным регулированием в сфере энергетики и энергоресурсов. Глава Минэнерго Александр Новак в ходе "прямой линии" сообщил о прекращении роста цены на АЗС после снижения акцизов 1 июня. По словам министра, в результате договоренностей со всеми нефтяными компаниями об увеличении объемов поставок нефтепродуктов на внутренний рынок дефицита не наблюдается.

      При этом менеджмент "Роснефти", поддержавший предложенную правительством инициативу о временном снижении акцизов, заявил прессе о сохранении системных проблем в переработке и на рынке нефтепродуктов. По прогнозу компании, внутренние цены могут повыситься в 1,5 раза в результате завершения налогового маневра и отмены экспортных пошлин к 2024 г. Компания также сообщила о чрезмерном уровне текущего налогового бремени для нефтепереработки, оценив потери НПЗ в 3 тыс. руб. на тонну дизельного топлива и 7 тыс. руб. на тонну бензина АИ-92.

      Вертикально интегрированные нефтяные компании действительно имеют низкую рентабельность сегмента переработки: так, "Роснефть" отчиталась о EBITDA марже сегмента переработки, коммерции и логистики в размере 1% по итогам I квартала 2018 г., у "ЛУКойла" тот же показатель составил 4,5%, у "Газпром нефти" – 3,6%. Однако, благодаря высокой рентабельности сегмента добычи, финансовые показатели крупных компаний улучшились на фоне благоприятных внешних условий. Независимые НПЗ не имеют такой гибкости, поэтому их рентабельность с начала реализации налогового маневра в 2015 г. стала снижаться и может быть отрицательной.

      Принципиальный же вопрос о стратегических приоритетах в области нефтепереработки и поставок нефтепродуктов на внутренний рынок остается открытым: будут ли в отрасли преобладать рыночные механизмы и предсказуемое налогообложение или для правительства приоритетом являются низкие цены для внутренних потребителей независимо от ситуации на мировых рынках. Первый путь дает большую гибкость для нефтепереработки, причем как для вертикально интегрированных компаний, так и для независимых переработчиков. Но для потребителей топливные цены будут более волатильными и зависимыми от мировой конъюнктуры.

      Второй путь означает усиление государственного регулирования и его постоянную корректировку, поскольку оценить заранее все факторы, влияющие на уровень цен, невозможно. Пример налогового маневра здесь как раз показателен: параметры его завершения до сих пор не утверждены из-за несогласованности позиций всех заинтересованных сторон, что отражается на замедлении и приостановке инвестиций в нефтепереработку до выяснения правил игры.

      Потребители выигрывают в краткосрочной перспективе, но остаются зависимыми от государственного регулирования и политической конъюнктуры. Сегодняшняя стабильность цен может обернуться падением конкурентоспособности нефтепереработки в будущем, а снижение акцизов на топливо, скорее всего, приведет к росту других налогов".

      Читайте также

      

      Видео

      

      Инфографика

      Валюты

        Популярное

        • 10 стран мира с самым дешевым бензином

          21.06.2018

          Цены на бензин растут по всему миру. Как отмечают аналитики Bloomberg, в среднем рост цен на бензин составляет 6,1% за последние три месяца.

        • Центробанки готовят удар по финансовой системе

          15.06.2018

          Крупнейшие центробанки мира во главе с ФРС завершают свой праздник дешевых денег, нанося финансовый удар по всему миру. Последствия не заставят себя ждать.

        • 10 самых высокооплачиваемых футболистов ЧМ-2018

          21.06.2018

          Эксперты Forbes составили список самых высокооплачиваемых футболистов чемпионата мира-2018. Для этого они проанализировали все доходы футболистов в период с 1 июня 2017 г. по 1 июня 2018 г.

        • 10 стран с самыми щедрыми пенсиями

          14.06.2018

          Правительство рассмотрит законопроект о внесении поправок, касающихся назначения и выплаты пенсий, сообщает пресс-служба кабинета министров.

        • Самые крупные финансовые аферы

          18.06.2018

          Глава медицинского стартапа Theranos Элизабет Холмс выплатит $500 тыс. из-за расследования Комиссии по ценным бумагам США (SEC) по делу об обмане инвесторов. Об этом говорится на сайте SEC.

        Актуальные темы

        • Что умеет и может искусственный интеллект?

          Что такое искусственный интеллект: уже наступившее будущее, перспективное направление для решения широкого круга задач или громкий маркетинговый термин, и никакого ИИ на самом деле не существует?

        • Как зарождался российский автопром

          Производство автомобилей в России относится лишь к началу ХХ в. Вначале была налажена "отверточная сборка" из импортных деталей. Однако затем дореволюционные российские модели успешно конкурировали с западными.

        • Россия - Бразилия: потенциал энергосотрудничества

          Бразилия, являясь одним из видных производителей "голубого топлива" в Южной Америке, вынуждена импортировать свыше 35% потребляемого природного газа. Группа "Газпром" изучает потенциал взаимодействия с этим государством в сфере энергетики.

        • Опиумные войны: экономические причины и последствия

          В начале XIX века Китай располагал всей базой необходимых ресурсов, которые служили экономическим двигателем на мировой арене. Однако сильное влияние Поднебесной и зависимость от нее совершенно не радовали европейскую элиту.

        • Дигитализация промышленности: развитие технологий

          Дигитализация, образование и Петербургский форум. Топ-менеджер "Сименса" рассказал о работе компании в России.

        Рекомендуем

        Карта российского рынка

        Метки

        Медиаметрикс

        Обратная связь закрыть

        Форма обратной связи

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Отправить

        Ошибка на сайте закрыть

        Форма Отправки ошибки на сайте

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Код чувствителен к регистру. Чтобы обновить, кликните один раз на картинке.

        Отправить