Вести Экономика

ВЕСТИ Прямой Эфир

 

      Работа в коллективе склоняет к лени. Что делать?

      Распечатать

      13.12.2012 18:30

      В 1913 г. французский профессор Макс Рингелмэн попросил несколько человек потянуть канат сначала индивидуально (один на один), а потом группой. Если у вас есть опыт работы в команде, то вы догадываетесь: при перетягивании каната в группе человек тратит намного меньше энергии, чем когда тянет индивидуально. Более того, чем больше команда, тем меньше усилий можно прикладывать.

      Для того чтобы убедиться, что это социальная лень (когда индивидуум вкладывает меньше усилий в команде), а не плохое руководство группой, исследователь Элен Ингхам завязал глаза участникам эксперимента, сообщив одним из них, что они тянут канат индивидуально, а другим о выполнении задания группой. Однако на самом деле все участники эксперимента тянули веревку индивидуально. В итоге те, кто тянул в "группе", прикладывали на 20% меньше усилий, чем "в одиночку".

      Мета-анализ 77 исследований социальной лени, проведенных учеными Стивеном Карау и Киплингом Уильямсом в 1993 г., говорит о том, что социальная лень широко распространена во всех секторах бизнеса и во всех странах мира.

      Социальная лень в бизнесе

      Чем больше компания, тем легче сотруднику скрыть объем индивидуального трудового вклада. К сожалению, наличие халтурщиков в команде (реальных или кажущихся) приводит к тому, что люди с высокой производительностью труда также начинают работать спустя рукава. И это неудивительно, так как никто не хочет быть простофилей и работать больше, чем другие (в экономике этот феномен носит название "проблема безбилетника": никто не хочет платить, думая, что заплатят другие).

      Однако подобная среда приводит к снижению производительности всей организации. Социальная лень чрезвычайно опасна для компании, и руководитель должен постоянно бороться с ней, поощряя эффективность и высокую работоспособность. Однако разовые действия приводят лишь к временному улучшению.

      Статистика

      В 1960-х гг. ученый Дерек Прайс проанализировал большое число исследований по этой теме и создал формулу социальной лени. По версии Прайса, чем больше организация, тем меньше людей полноценно работают.

      Так, например, в маленьком стартапе, где трудится 9 сотрудников, 50% работы выполняет 3 человека. В компании среднего размера (500 сотрудников) 50% на плечах 22 человек. Но если взять гигантскую корпорацию с 20 тыс. сотрудников в штате (как, например, Google), то 50% работы выполняет 141 человек.

      Из всего это можно сделать вывод: 1. Стартап или очень маленькая фирма с 9 сотрудниками могут реально функционировать на уровне компании со штатом в 40 человек.

      2. Малый бизнес с персоналом в 100 человек можно сравнить по потенциалу с компанией в 5 тыс. сотрудников.

      3. Среднего размера компания может быть более эффективной, чем корпорация со штатом в 125 тыс. человек.

      Как предотвратить социальную лень?

      Социальная лень маловероятна, если один из этих пунктов присутствует в вашей организации:

      1. Сотрудники верят, что их индивидуальный вклад будет замечен и оценен.

      2. Сотрудники видят, что их работа важна и имеет смысл.

      3. Сотрудники верят, что их вклад необходим для успешного завершения проекта.

      4. Работа в вашей организации важна и ценится сотрудниками, при этом среди сотрудников дружеские отношения. Если вы хотите, чтобы ваш бизнес был максимально эффективным, не берите на работу социальных лентяев, для чего очень тщательно проверяйте каждого соискателя работы.

      Рубрики: Мир

      Метки: бизнес, рынок труда

      Читайте также

      

      Видео

      

      Инфографика

        Популярное

        Актуальные темы

        Рекомендуем

        Карта российского рынка

        Метки

        Медиаметрикс

        Обратная связь закрыть

        Форма обратной связи

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Отправить

        Ошибка на сайте закрыть

        Форма Отправки ошибки на сайте

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Код чувствителен к регистру. Чтобы обновить, кликните один раз на картинке.

        Отправить