Вести Экономика

ВЕСТИ Прямой Эфир

 

      Как дешевле соединить Крым: мост или тоннель?

      Распечатать

      22.07.2014 13:58

      Во время официального визита президента России В. Путина в Китай были подписаны соглашения о сотрудничестве в торгово-экономической, энергетической и гуманитарной сферах. Однако в официальном перечне из 47 документов, подписанных в рамках визита, отсутствуют какие-либо соглашения, касающиеся совместных проектов по строительству моста через Керченский пролив. Напомним, что Китай 15 марта в Совете Безопасности ООН воздержался при голосовании за резолюцию СБ ООН по Крыму. Таким образом, нельзя было точно говорить об отношении официального Китая к присоединению Крыма. Эксперты полагали, что участие или неучастие Поднебесной в строительстве крымской транспортной артерии будет индикатором реального отношения Пекина к недавним событиям.

      Полевые инженерные изыскания на суше и море, необходимые для подготовки вариантов и типов перехода через Керченский пролив, завершились еще 1 июня. В Минэкономразвития России сообщили, что на строительство Керченского моста обсуждается выделение 155 млрд руб., или $4,4 млрд.

      Вице-премьер Крыма Евгения Бавыкина заявила, что китайские инвесторы предложили альтернативу строительству моста через Керченский пролив. Дело в том, что на автономной территории Макао, входящей в состав КНР, по дну Южно-Китайского моря уже проложен туннельный переход с железнодорожной и автомобильной магистралями. Строительство аналогичного перехода в Крыму китайские инвесторы считают целесообразным.

      "К нам поступило очень интересное предложение от китайских инвесторов по транспортному переходу через Керченский пролив, - рассказала вице-премьер. - Они предлагают вместо моста построить подводный туннель, причем без нарушения дна: на него кладется конструкция, которая включает в себя две железных дороги, шестиполосную автодорогу и инфраструктурный канал для резервного электро- и газоснабжения".

      Строительство портовой инфраструктуры и развязок также входит в китайский проект прокладки туннеля. Срок реализации проекта составляет 2,5 года. Строительство тоннеля, протяженность которого около 4 км, не помешает судоходству в Керченском проливе. Сумма контракта не оглашается, но известно, что финансирование предполагается за счет средств Банка Китая.

      "России не надо было сейчас ничего вкладывать, достаточно гарантий правительства о возврате средств по установленному графику. Да и по ценовым показателям предложение было значительно более дешевым, чем другие проекты", - подчеркнула зампред Совмина.

      Как утверждает Бавыкина, тоннель проектируется китайской стороной с 2009 г. и готов уже на 90%. Более того, начало этому крупному проекту положило правительство Москвы, в частности Юрий Лужков.

      Аналогичный тоннель в Макао уже успешно эксплуатируется 4 года и является не только транспортной артерией, но и развлечением для туристов. Китай по строительству мостов впереди планеты всей: три крупнейших моста в мире находятся в КНР. В 2011 г. были открыты "большие мосты" Danyang–Kunshan (164,8 км, скоростная железная дорога) и Tianjin (113,7 км), а в 2010 г. — мост скоростной железной дороги Zhengzhou–Xi'an, что свидетельствует о компетентности инвесторов Поднебесной в данном вопросе. Самым длинным морским мостом мира является Jiaozhou Bay Bridge, длина которого составляет 41,58 км. Мост строился 4 года и включает в себя 8 полос движения. Стоимость проекта составила $2,3 млрд.

      Наиболее предпочтительным вариантом Минтранс РФ считает строительство моста через Керченский пролив, соединяющий Крым с остальной Россией. Такое строительство обойдется почти в 350 млрд руб. Мост предполагается комбинированным: снизу пойдут железнодорожные пути, сверху – автодорога. Кроме того, эксперты Минтранса РФ рассматривают возможность построить два отдельных моста – автомобильный и железнодорожный.

      Возможные мостовые переходы

      Есть два основных варианта строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Первый из них - "Жуковский" (5,7 км), который предполагается проложить от поселка Жуковка в Керчи до острова Чушка Краснодарского края. Вторым — наиболее перспективным и реальным — по-прежнему остается вариант путепровода от Таманского полуострова через косу Тузла в сторону Керчи (11,7 км). Срок строительства моста составит порядка трех с половиной лет. При этом строительство самого моста без учета строительства подходов и иных расходов оценивается примерно в 150 млрд руб.

      Что касается модификации моста, по оценкам Федерального центра проектного финансирования, самым бюджетным из предложенных вариантов является двухуровневый мост с четырьмя полосами для автомобильного движения и двумя электрифицированными железнодорожными путями в тузлинском створе Керченского пролива. Его примерная стоимость — 283,19 млрд руб. Наиболее дорогой вариант — мост с четырехполосной автомобильной дорогой и двухпутный железнодорожный тоннель. В создание этого проекта эксперты закладывают 376,48 млрд руб.

      Госкомпания "Автодор" пояснила, почему стоит отказаться от строительства тоннеля в пользу моста. Для этого есть две объективные причины. Во-первых, тоннель обладает меньшей сейсмостойкостью, а восстановить его в случае воздействия природных и техногенных факторов будет гораздо сложнее. Кроме того, в подобном тоннеле будет сложнее обеспечить безопасность людей. Во-вторых, срок строительства тоннельного варианта составит не менее четырех лет, что недопустимо, т. к. есть поручение президента сократить срок строительства и пустить движение уже в 2018 г.

      Проекты строительства моста или тоннеля в Крым могут быть разными, главными вопросами при строительстве подобных объектов становятся источники финансирования строительства и время их дальнейшей окупаемости. В числе вариантов привлечение частного финансирования и средств Фонда национального благосостояния. Есть возможность введения платного проезда по автомобильной составляющей моста.

      Анализ, проведенный в "Автодоре", показал, что к 2020 г. интенсивность автомобильного движения составит 11 тыс. автомобилей в сутки, а к 2044 г. возрастет до 39 тыс. Интенсивность железнодорожного движения в 2019 г. составит 20 пар, а в 2044 г. – 34 пары поездов в сутки.

      Таким образом, выручка за 20 лет железнодорожного транспорта может вернуть 64,7 млрд руб. Выручка от автомобильного транспорта за аналогичный период может составить 77,8 - 163,6 млрд руб. в зависимости от величины тарифов и льгот, которые будут распространяться на платный проезд.

      Окончательные работы по инженерным изысканиям и разработке технико-экономического и финансового обоснований, необходимые для заключения контракта на проектирование и строительство перехода, должны быть завершены к 1 октября 2014 г.

      Для России подобный проект не является первым. В августе 2012 г. был открыт вантовый Золотой мост через бухту Золотой Рог во Владивостоке. Проект был запущен в рамках программы подготовки города к проведению саммита АТЭС. Протяженность моста составляет 1,4 км. Заявленная стоимость строительства - 17, 9 млрд руб. (в ценах 2011 г.). Конечная стоимость моста составила 20,1 млрд руб.



      Другим мостом, построенным в рамках данного проекта, является Русский мост. Общая длина моста Русский составляет около 1,9 км. Он соединяет пролив Босфор Восточный на полуострове Назимова с мысом Новосильского на острове Русском. Строительство обошлось в 34 млрд руб.





      В целом на восстановление транспортной инфраструктуры Крыма, по оценкам Минэкономразвития, необходимо около $2,8 млрд. И в эту сумму затраты на само возведение моста пока не входят. Ранее, в феврале 2007 г., строительство совмещенного железнодорожно-автомобильного моста длиной в 4,5 километра оценивалось в $480 млн. Планировалось по нему пустить еще водо- и нефтепроводы. Экономическая целесообразность строительства этого мостового перехода назрела уже давно.

      Рубрики: Экономический экскурс

      Метки: Крым, мост

      Читайте также

      

      Видео

      

      Инфографика

        Популярное

        • Японский 23-летний пузырь лопнул?

          09.11.2017

          Сегодня на азиатских рынках произошло действительно историческое событие: были побиты максимумы, которых не удавалось достичь десятилетия. Однако все это длилось недолго.

        • Минстрой нашел способ вывести аренду жилья из тени

          07.11.2017

          Минстрой нашел способ вывести из тени доход граждан, сдающих жилье в аренду. Для этого квартиросъемщикам предоставят социальный налоговый вычет по найму жилья.

        • Кто купил "Магнит" на панике?

          17.11.2017

          Акции ритейлера "Магнит" после сильнейшего обвала начали расти и уже две торговые сессии подряд прибавляют по 2%. Могут ли бумаги снова стать любимцами инвесторов и перейти к росту?

        • Миллер доложил Медведеву о рекордном отборе газа

          07.11.2017

          Глава "Газпрома" Алексей Миллер доложил премьер-министру Дмитрию Медведеву о подготовке к текущему отопительному сезону: поставки и отбор газа из хранилищ - на рекордном уровне, но система готова к нагрузкам.

        • Криптохаос: биткоин охватила паника

          09.11.2017

          Биткоин в хаосе: новость об отмене масштабирования криптовалюты - так называемого Segwit2x - буквально волной прокатилась по рынку.

        Актуальные темы

        Рекомендуем

        Карта российского рынка

        Метки

        Медиаметрикс

        Обратная связь закрыть

        Форма обратной связи

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Отправить

        Ошибка на сайте закрыть

        Форма Отправки ошибки на сайте

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Код чувствителен к регистру. Чтобы обновить, кликните один раз на картинке.

        Отправить