Вести Экономика

ВЕСТИ Прямой Эфир

 

      Почему налог на квартиры падает, а сумма растет

      Распечатать

      26.09.2014 08:50

      При переходе на кадастровую оценку недвижимости налоговые платежи ощутимо повысятся для многих россиян. В этих условиях регионам предстоит взвешенно отмерить процентные уровни, используя при этом право повысить ставки на дорогую недвижимость.

      В пятницу Госдума РФ рассмотрит в третьем чтении законопроект, наделяющий местные власти правом с 2015 г. переходить на взимание налога на недвижимость физлиц на основе кадастровой стоимости. При утверждении данного документа во втором чтении 24 сентября депутаты обозначили ключевые параметры нововведения.

      В частности, были определены ставки в 0-0,3% для жилых объектов (в том числе недостроенных), гаражей и машиномест, до 0,5% - для иных строений (в том числе торговых и офисных помещений) и до 2% - для недвижимости стоимостью от 300 млн руб. При этом предусмотрены налоговые вычеты: в 10 кв. м – на комнату, 20 кв. м – на квартиру и 50 кв. м – на дом. А льготники – пенсионеры, инвалиды и прочие – вовсе освобождены от уплаты названного налога. При условии, что льгота действует только в отношении одного объекта конкретного вида недвижимости.

      Таким образом, предусмотрев достаточно невысокие уровни ставок, а также вычеты и льготы, власти постарались минимизировать возможные негативные социальные последствия от нововведения. При том, что в результате перехода на кадастровую оценку стоимости жилья соответствующие платежи для многих россиян ощутимо вырастут. Скажем, в Москве при кадастровой стоимости квартиры в 10 млн руб. (а таких в столице много) – при ставке в 0,3% - налоговой платеж составит 30 тыс. руб. А налог на недвижимость стоимостью в 30 млн руб. достигнет 90 тыс. руб. Правда, с учетом вычетов эти показатели окажутся ниже. Тогда как в провинции, к примеру, за квартиру с кадастровой стоимостью в 3 млн руб. - при ставке в 0,1% - придется заплатить 3 тыс. руб. А при ставке в 0,3% потребуется 9 тыс. руб. (без вычетов).

      Когда дело дойдет до конкретных расчетов и выплат, настроение налогоплательщиков неизбежно ухудшится, предупредил директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, ситуация также осложняется из-за того, что упомянутое налоговое новшество осуществляется не в былые “тучные“ годы, когда оно задумывалось изначально, а в сегодняшнее непростое для российской экономики время. Так, на следующий год при официальном прогнозе роста экономики в 1,2% ФБК прогнозирует снижение на 2%. В связи с чем ожидается снижение доходов населения и увеличение числа увольнений. В подобных обстоятельствах новый платеж в 30 тыс. руб. в той же Москве или в 9 тыс. руб. в провинции станет ощутимой нагрузкой, констатировал Николаев.

      В абсолютном выражении указанные суммы не выглядят непосильными. Но если их учитывать в контексте общего повышения налоговой нагрузки (в том числе за счет подъема акцизов) и увеличения инфляции, то тогда соответствующие платежи, действительно, покажутся более весомым бременем, подтвердила аналитик Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Александра Суслина. А потому, добавила она, в регионах необходимо вести активную разъяснительную работу, информируя население о необходимости перехода на кадастровую оценку недвижимости, которая близка к рыночной и в большей степени отвечает сегодняшним реалиям, нежели прежняя устаревшая инвентаризационная формула.

      Однако насколько взвешенно и ответственно региональные власти будут “отмерять” соответствующие процентные ставки?

      Парадокс ситуации заключается в том, что повышенные налоговые ставки могут позволить себе более благополучные регионы, тогда как для бедных и дотационных субъектов РФ они сулят дополнительные риски, сформулировал директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. Тем не менее он не исключил того, что какие-то местные власти, желая заткнуть дыры, не станут по максимуму поднимать планку. А потому, чтобы не наломать дров, очень важно изначально грамотно определить допустимые пределы изменения налоговых уровней. При этом, кстати, региональные власти также смогут воспользоваться правом на дифференциацию ставок, в зависимости от стоимости объекта. С тем, например, чтобы установить более высокие ставки для дорогой недвижимости и меньшие – для жилья эконом-класса, оговорил Журавлев.

      А поскольку, добавил он, известно, что в высшую стоимостную категорию от 300 млн руб. попадают считанные единицы объектов, в перспективе, очевидно, следовало бы эту планку снизить, чтобы охватить повышенной 2%-й ставкой большее количество дорогой недвижимости. С этой целью, допустим, далее можно было бы установить выплаты в 0,5% с объектов стоимостью выше 10 млн руб. и на 1% с 100-миллионных строений, прикинул директор Института региональных проблем.

      Наверное, в будущем к этому вопросу еще вернутся, ответила “Вести Экономика“ Александра Суслина. В развитых странах, уточнила она, налоги для физлиц обычно утверждаются единым пакетом, с детальной проработкой множественных оговорок (в том числе, например, по затратам на образование, по которым затем полагается компенсация). Но в России пока придерживаются более простых схем, по которым также проще платить. И чрезмерно осложнять эти схемы сегодня, когда общая экономическая ситуация и без того непроста, вероятно, не следует, отметила аналитик ЭЭГ.

      По убеждению же Игоря Николаева, установленный 300-миллионный потолок для повышенных налоговых отчислений уже вряд ли будет пересмотрен. В том числе и потому, что среди лиц, причастных к его определению, немало владельцев дорогой недвижимости. ”И вообще, не стоит питать иллюзий относительно того, что общее положение дел в отечественной экономике удастся поправить за счет более высокого налогообложения состоятельных людей. Ведь если они перестают ощущать себя комфортно, то предпочитают из такой экономики уйти“, - аргументировал директор департамента стратегического анализа ФБК.

      Впрочем, главное сегодня – успешно отработать новый налоговый механизм, который, к слову, ориентирован не на одномоментное, а на постепенное повышение платежей (на 20% в течение 5 лет). Причем на старте, похоже, и количество регионов, перешедших на кадастровую систему оценку недвижимости, окажется небольшим. В текущем году налог на недвижимость юрлиц на основе кадастровой оценки взимали лишь в трех регионах – в Москве, Московской и Амурской областях. И к 2015 г., вероятно, запустить сходный механизм в отношении налога с физлиц успеют немногие.

      Кстати, в соответствии с прошлогодними корректировками налога на имущество юрлиц платежи на торговую и офисную недвижимость в Москве в этом году предусмотрены на уровне 1,5%, а в следующем - 1,7%. Это значительно меньше регламентированного налогом на имущество физлиц аналогичного платежа размером до 0,5%. Подобный разнобой, конечно, порождает вопросы. Хотя, возможно, в варианте с “физиками“ 0,5%-я планка установлена для защиты интересов малого бизнеса, предположили эксперты. И в любом случае, указали они, налоговые структуры непременно учтут в дальнейшей работе вероятные последствия такого расхождения.

      Наталья Приходко

      Рубрики: Недвижимость, Экономический экскурс

      Метки: налог, недвижимость, ставка

      Читайте также

      

      Видео

      

      Инфографика

        Популярное

        Актуальные темы

        Рекомендуем

        Карта российского рынка

        Метки

        Медиаметрикс

        Обратная связь закрыть

        Форма обратной связи

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Отправить

        Ошибка на сайте закрыть

        Форма Отправки ошибки на сайте

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Код чувствителен к регистру. Чтобы обновить, кликните один раз на картинке.

        Отправить