Вести Экономика

ВЕСТИ Прямой Эфир

 

      Почему нефть дешевеет, а бензин дорожает

      Распечатать

      24.10.2014 13:32

      На фоне дешевеющей нефти цены на бензин в России продолжают повышаться. В следующем году они могут вырасти еще на 10-20% по целому ряду причин.

      Удорожание цен на бензин сегодня опережает общий рост инфляции. По данным Росстата, на 20 октября в целом потребительские цены повысились на 0,7% с конца сентября и на 7% с начала года, а цены на автомобильный бензин увеличились соответственно на 0,8% и 8,8%.

      Это происходит на фоне продолжающегося снижения мировых цен на нефть, в результате чего в Польше, к примеру, на днях были зафиксированы самые низкие за последние три года цены на бензин в 5,29 злотых ($1,6) и дизтопливо - в 5,18 злотых ($1,5). По мнению местных аналитиков, это снижение продолжится и далее, причем оно было бы более ощутимым, если бы не слабела национальная валюта.

      В России же, как пояснили “Вести Экономика“ эксперты Thomson Reuters KORTES, цены на топливо на внутреннем рынке определяются тремя основными факторами: биржевыми ценами, ценами внебиржевых сделок и экспортным эквивалентом (нетбэк). Последний сегодня растет, поскольку цены на нефть снижаются, а рубль слабеет, и это в свою очередь приводит к повышению “внутренних” цен.

      С января по октябрь 2014 г. среднемесячная стоимость нефти марки Brent сократилась на 19,5%, а российская валюта подешевела на 16,5%. В итоге средняя розничная стоимость бензина ходовой марки А-92/93 в текущем месяце составила 32,60 руб./л, увеличившись на 9,4% с начала года. За тот же период цены на бензин на рынке северо-западной Европы снизились на 21,3%. Правда, если посчитать в долларах, то обнаружится, что и в России цены на бензин пошли на понижение: с 85 центов за литр 92-го в январе до 79 центов в октябре (сокращение – на 6,1%).

      В оставшиеся месяцы 2014 г., очевидно, ситуация на отечественном рынке несколько стабилизируется, в частности, благодаря ожидаемому в начале ноября запуску после ремонта Ачинского НПЗ. В этих условиях, уточнили в Thomson Reuters KORTES, цены на бензин к концу года, вероятно, сбалансируются на уровнях, близких к текущим. Таким образом, рост стоимости литра А-92/93 может составить 9,5-10% (хотя достижение последней планки пока выглядит маловероятным). Но как изменятся соответствующие ценовые показатели в 2015 г., предугадать сложно: наряду с прочим, они зависят от непредсказуемой динамики цен на нефть и курса рубля. По предварительным прикидкам, под воздействием налогового маневра внутренние цены на бензин способны прирасти на 7% в 2015 г. и на 15% - в 2016 г.

      В соответствии с внесенным накануне в Госдуму правительственным законопроектом с поправками в Налоговый кодекс, в 2015-2017 гг. предусматривается снижение ставок экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в 1,7 раза при одновременном и сопоставимом увеличении налога на добычу - НДПИ. Как разъяснил депутатам замглавы Минфина Сергей Шаталов, необходимость такого маневра обусловлена прежде всего возникшей, в связи с вступлением в силу с 1 января 2015 г. соглашения о создании Евразийского экономического союза, задачей выравнивания российских ставок и пошлин с казахстанскими и белорусскими.

      Однако в результате подобного маневрирования россиянам теперь придется платить большую цену за бензин, указал председатель комитета Госдумы РФ по энергетике Иван Грачев. Хотя, заметил он, из-за отказа от традиционного преимущества в виде более низких цен на топливо внутри страны не только повысится инфляция, но и затормозится общее развитие отечественной экономики, рост которой уже сведен к нулю. И если в текущем году цены на бензин, наверное, удержатся в пределах 10%, то в следующем они могут подскочить еще на 20%, не исключил Иван Грачев.

      Дополнительную неопределенность в общую ситуацию также привносит намеченный на 2015 г. переход на бензин “Евро-4“, сообщил исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко. Поступает информация, продолжил он, что нефтяным компаниям, не успевшим обеспечить выпуск упомянутого бензина в надлежащие сроки, могут разрешить докупить недостающие объемы. Тогда как приобретение более дорогого топлива за рубежом должно будет сказаться и на внутренних ценовых параметрах, подчеркнул Сергиенко.

      Очевидно, заметил он, сегодня существует необходимость в наращивании объемов производства и строительстве новых НПЗ. Вот и по официальным оценкам спрос на бензин в России ежегодно повышается на 4%. Впрочем, нельзя исключить, что в какой-то мере наблюдаемый сегодня на российском розничном рынке дисбаланс между спросом и предложением искусственно формируется самими нефтяными компаниями, заинтересованными в получении прибыли, в первую очередь на оптовом рынке. А в подобных обстоятельствах тем более затруднительно поверить в то, что в ближайшие годы рост цен на бензин не превысит заявленного Минфином годового уровня в 1,8 руб./л. Ведь ради этого нефтяным компаниям придется сократить свои прибыли, резюмировал исполнительный директор Российского топливного союза.

      Итак, в последующие годы изменение цен на бензин в России будет определяться целым рядом факторов: от перехода на “Евро-4“ и “Евро-5“ до налогового маневра и вступления в силу соглашения по созданию Евразийского экономического союза. Причем и в дальнейшем оно не обязательно будет совпадать с движением “нефтяных“ цен – к непреходящему удивлению рядовых потребителей, расплачивающихся за топливо рублями, а не долларами. Разумеется, многое также будет зависеть от того, насколько успешно, в совокупности с прочими проблемами, станут корректировать существующие перекосы в механизме ценообразования. Тогда как сейчас, например, темпы роста оптовых цен на бензин в разы опережают повышение розничных. По данным Thomson Reuters KORTES, спот-цена на тот же А-92/93 за январь-октябрь выросла на 32,1% (до 40515 руб. за тонну) при увеличении на 9,4% в рознице. Сходная картина отмечается и по дизтопливу, которое активно используется грузоперевозчиками и в большей степени влияет на разгон инфляции. Так, розничные цены на летнее дизтопливо с начала года подешевели на 0,11%, а в опте повысились на 5,6%.

      Наталья Приходко

      Рубрики: ТЭК

      Метки: бензин, прогноз, цена

      Читайте также

      

      Видео

      

      Инфографика

      Валюты

        Популярное

        • Центробанки готовят удар по финансовой системе

          15.06.2018

          Крупнейшие центробанки мира во главе с ФРС завершают свой праздник дешевых денег, нанося финансовый удар по всему миру. Последствия не заставят себя ждать.

        • 10 стран с самыми щедрыми пенсиями

          14.06.2018

          Правительство рассмотрит законопроект о внесении поправок, касающихся назначения и выплаты пенсий, сообщает пресс-служба кабинета министров.

        • Самые крупные финансовые аферы

          18.06.2018

          Глава медицинского стартапа Theranos Элизабет Холмс выплатит $500 тыс. из-за расследования Комиссии по ценным бумагам США (SEC) по делу об обмане инвесторов. Об этом говорится на сайте SEC.

        • 11 самых дорогих городов мира

          13.06.2018

          В зависимости от того, в каком городе вы совершаете покупки, на одни и те же продукты вы потратите разную сумму денег.

        • Кто проиграет в "торговой войне": 10 компаний

          20.06.2018

          "Торговая война" администрации Трампа с Китаем приведет к негативным последствиям для крупных компаний США и при этом ускорит реформы внутри КНР, полагают эксперты.

        Актуальные темы

        • Что умеет и может искусственный интеллект?

          Что такое искусственный интеллект: уже наступившее будущее, перспективное направление для решения широкого круга задач или громкий маркетинговый термин, и никакого ИИ на самом деле не существует?

        • Как зарождался российский автопром

          Производство автомобилей в России относится лишь к началу ХХ в. Вначале была налажена "отверточная сборка" из импортных деталей. Однако затем дореволюционные российские модели успешно конкурировали с западными.

        • Россия - Бразилия: потенциал энергосотрудничества

          Бразилия, являясь одним из видных производителей "голубого топлива" в Южной Америке, вынуждена импортировать свыше 35% потребляемого природного газа. Группа "Газпром" изучает потенциал взаимодействия с этим государством в сфере энергетики.

        • Опиумные войны: экономические причины и последствия

          В начале XIX века Китай располагал всей базой необходимых ресурсов, которые служили экономическим двигателем на мировой арене. Однако сильное влияние Поднебесной и зависимость от нее совершенно не радовали европейскую элиту.

        • Дигитализация промышленности: развитие технологий

          Дигитализация, образование и Петербургский форум. Топ-менеджер "Сименса" рассказал о работе компании в России.

        Рекомендуем

        Карта российского рынка

        Метки

        Медиаметрикс

        Обратная связь закрыть

        Форма обратной связи

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Отправить

        Ошибка на сайте закрыть

        Форма Отправки ошибки на сайте

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Код чувствителен к регистру. Чтобы обновить, кликните один раз на картинке.

        Отправить