Вести Экономика

ВЕСТИ Прямой Эфир

 

      Еврокомиссия стремительно теряет "политический вес"

      Распечатать

      17.11.2014 20:49

      Новому составу Европейской комиссии предстоит серьезная борьба с Францией и Италией за сохранение политики сокращения расходов.

      Однако пока главный "сторожевой пес" Европы не спешит разбираться с правительствами данных стран, что только усугубляет положение и ставит под сомнение возможности Еврокомиссии контролировать выполнение бюджетного договора.

      Как отмечает в своей статье на сайте Project Syndicate директор Центра европейских политических исследований Даниэл Грос, агрессивная реакция Еврокомиссии на нежелание Британии выплачивать дополнительные средства в бюджет ЕС и неспособность приструнить Италию и Францию ставят под угрозу всю экономическую политику союза.

      Директор Центра европейских политических исследований Даниэл Грос

      "Новой Еврокомиссии во главе с Жан-Клодом Юнкером предстоит трудный старт. Но об этом не узнать, читая газетные заголовки. Как заметил еще Шерлок Холмс, на собаку, которая не лает в ночное время, обычно никто не обращает внимания. Под вопросом оказались бюджетные правила Евросоюза, а Еврокомиссия – можно сказать, сторожевой пес ЕС – должна громко лаять в тех случаях, когда ими пренебрегают.

      Лай казался совершенно неизбежным, после того как в минувшем месяце две крупные страны Евросоюза – Италия и Франция - представили проекты госбюджетов на 2015 год. В них откровенно нарушались обязательства правительств соблюдать политику сокращения расходов. Сначала, как и положено, Еврокомиссия отвергла оба бюджета, поскольку они не соответствуют правилам европейского "Пакта стабильности и роста" (ПСР). Но затем, как в рассказе Артура Конан Дойля, произошло нечто "странное". Спустя несколько дней обе страны представили мини-поправки к бюджетам на сумму около 0,2% ВВП, а их министры финансов сообщили Еврокомиссии, что теперь бюджеты должны быть одобрены. Комиссия на это никак не отреагировала, предоставив лидерам Франции и Италии возможность заявить, что именно они, а не брюссельские бюрократы, сказали последнее слово.

      В действительности, по последним прогнозам, итоги этого года для Франции и Италии окажутся даже хуже, чем изначально ожидалось. А в 2015 году бюджетный дефицит Франции слегка подрастет, в то время как в Италии увеличится размер дефицита, рассчитанного с поправкой на цикличность экономики. Между тем, "Пакт стабильности и роста" предписывает ежегодное улучшение бюджетных показателей, по крайней мере на 0,5% ВВП.

      Новая Еврокомиссия тем самым рискует потерять авторитет буквально в самом начале своего мандата. А это критически важный вопрос, поскольку от сохранения ее высокого авторитета зависит экономическая политика в еврозоне.

      Почему? Стоит вспомнить, что один бывший президент Еврокомиссии (а именно Романо Проди) назвал первоначальные правила ПСР "глупыми", потому что однобокое стремление к дефициту ниже 3% ВПП неуместно во время рецессии. Этот аргумент был принят. ПСР сделали якобы более "разумным", например, разрешив корректировать размер бюджетного дефицита в соответствии с экономическими циклами; были также добавлены среднесрочные цели по расходам и оговорки, позволяющие не соблюдать пакт.

      Эти новые правила, очевидно, нуждаются в сильном институте власти, который бы их интерпретировал и чьи решения все уважают и выполняют. Несложно проверить, оказался ли дефицит ниже установленного ПСР потолка в 3% ВВП. Но могут возникнуть вполне понятные разногласия по поводу размера коррекции дефицита с учетом бизнес-цикла (например, 0,5% или 0,8% ВВП) или по поводу соблюдения страной установленных среднесрочных целей по госрасходам.

      Предполагается, что именно Еврокомиссии принадлежит решающее слово, поскольку это гарантирует соблюдение правил и уважение к ним, но, похоже, комиссия проиграла бой уже в первом раунде. Конечно, можно утверждать, что ПСР стоит отменить, потому что сокращение госрасходов не имеет смысла в условиях, когда еврозоне угрожает дефляция. Но это дело комиссии, а не нарушителей финансовой дисциплины, решать подобные вопросы.

      Другая проблема Европы – собака, которая лает без причины. Таков случай с Великобританией, от которой потребовали внести дополнительный взнос в бюджет ЕС в размере около 2 млрд евро (то есть $2,5 млрд, что не превышает сумму ошибки округления британского бюджета).

      Причина этого дополнительного сбора в том, что несколько недель назад британская Национальная статистическая служба с гордостью объявила о своем открытии: оказывается, валовой национальный доход страны (ВНД) был намного выше, чем раньше предполагалось, и не только в 2013 году, но и во все предыдущие годы. Общая сумма дополнительного дохода в 2002-2012 гг. составила примерно 350 млрд фунтов стерлингов ($560 млрд).

      Поскольку все члены ЕС обязаны перечислять примерно 1% своего ВНД в бюджет Евросоюза, ревизия британской статистики привела к необходимости выплатить миллиарды евро задним числом. Но правительство Дэвида Кэмерона заявило, что не собирается платить деньги, которые "Еврокомиссия не ожидала и в которых она не нуждается".

      Эти два случая (в одном – собака должна была залаять, но не стала, в другом – собака залаяла без причины) угрожают фундаментальным принципам функционирования ЕС: ясные правила, за соблюдением которых строго следит сильная комиссия. Комиссия во главе с Юнкером рискует утратить свой авторитет с самого начала, если выяснится, что правила можно обходить и нарушать ради внутренних политических приоритетов крупных членов союза.

      Комиссия обязана восстановить свои политические позиции и сделать выбор: или ей надо объяснить, почему правила ПСР следует соблюдать даже сейчас, несмотря на угрозу дефляции, или ей надо согласиться с теми, кто доказывает, что в текущей ситуации требуются фискальные стимулы. Она не может игнорировать этот выбор, публично настаивая на соблюдении правил бюджетной экономии, а затем тихонько закрывая глаза на случаи их нарушения членами ЕС.

      Руководители стран Евросоюза также должны сыграть свою роль. Потворствовать популистам, может быть, и выгодно с точки зрения краткосрочных предвыборных интересов, но с точки зрения долгосрочной репутации и для них самих, и для Евросоюза цена будет очень высокой".

      Рубрики: Экономический экскурс

      Метки: Еврокомиссия, Жан-Клод Юнкер, Италия, Франция

      Читайте также

      

      Видео

      

      Инфографика

        Популярное

        • Японский 23-летний пузырь лопнул?

          09.11.2017

          Сегодня на азиатских рынках произошло действительно историческое событие: были побиты максимумы, которых не удавалось достичь десятилетия. Однако все это длилось недолго.

        • Минстрой нашел способ вывести аренду жилья из тени

          07.11.2017

          Минстрой нашел способ вывести из тени доход граждан, сдающих жилье в аренду. Для этого квартиросъемщикам предоставят социальный налоговый вычет по найму жилья.

        • Миллер доложил Медведеву о рекордном отборе газа

          07.11.2017

          Глава "Газпрома" Алексей Миллер доложил премьер-министру Дмитрию Медведеву о подготовке к текущему отопительному сезону: поставки и отбор газа из хранилищ - на рекордном уровне, но система готова к нагрузкам.

        • Криптохаос: биткоин охватила паника

          09.11.2017

          Биткоин в хаосе: новость об отмене масштабирования криптовалюты - так называемого Segwit2x - буквально волной прокатилась по рынку.

        • Кто купил "Магнит" на панике?

          17.11.2017

          Акции ритейлера "Магнит" после сильнейшего обвала начали расти и уже две торговые сессии подряд прибавляют по 2%. Могут ли бумаги снова стать любимцами инвесторов и перейти к росту?

        Актуальные темы

        • "Индустрия 4.0": кого готовит образование Германии?

          Как утверждает основатель Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб, мы стоим у истоков промышленной революции, которая радикально изменит наш мир. Как Германия готовит новое поколение к жизни в проекте будущего "Индустрия 4.0"?

        • От Детройта до Лимпопо: история городов-банкротов

          Банкротство муниципалитета или региона в России - явление маловероятное. В то же время в мировой практике несостоятельность крупных государственных эмитентов встречается достаточно часто.

        • Режим многозадачности: память как бизнес-инструмент

          На правах рекламы Память человека часто сравнивают с работой компьютера. Некоторая основа для такого сравнения есть ― и компьютер, и мозг человека работают в режиме многозадачности, переключаясь с решения одной задачи на другую часто и оперативно.

        • "Игра престолов" по-арабски: новая война и король?

          Саудовская Аравия заявила о себе как о жертве внешнего шиитского заговора после разрушительных выходных. Но это было ожидаемо.

        Рекомендуем

        Карта российского рынка

        Метки

        Медиаметрикс

        Обратная связь закрыть

        Форма обратной связи

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Отправить

        Ошибка на сайте закрыть

        Форма Отправки ошибки на сайте

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Код чувствителен к регистру. Чтобы обновить, кликните один раз на картинке.

        Отправить