Вести Экономика

ВЕСТИ Прямой Эфир

 

      Как изменит мир Новый Шелковый путь?

      Распечатать

      25.05.2015 12:40

      Начиная с фантастических рассказов о путешествиях Марко Поло в Китай, Шелковый путь всегда вызывал неподдельный интерес, и сейчас древние города Самарканд, Баку, Ташкент и Бухара снова привлекают к себе интерес остального мира.

      Китай планирует строительство крупнейшего в истории проекта – Нового Шелкового пути. Этот проект направлен на то, чтобы кардинально изменить экономическую карту мира. Кроме того, многие рассматривают этот проект как первый выстрел в борьбе между Востоком и Западом за влияние в Евразии.

      Амбициозный план заключается в том, чтобы возродить древний Шелковый путь, который теперь станет современным экономическим и торговым коридором из Шанхая в Берлин. Новый путь будет пересекать Китай, Монголию, Россию, Белоруссию и Германию, его длина составит более 12 тыс. км – это будет новая экономическая зона, которая растянется почти на треть земной поверхности.

      Этот план включает в себя строительство скоростных железных дорог, автомобильных дорог и трасс, сетей передачи энергетических ресурсов, оптоволоконных сетей. Города и порты, через которые будет проходить этот путь, ждет бурный экономический рост.

      Важной частью этого глобального плана станет Морской шелковый путь, который соединит Китай со странами Персидского залива и Средиземного моря через Центральную Азию и Индийский океан.

      После завершения строительства новый путь будет соединять три континента – Азию, Европу и Африку. Сеть инфраструктурных проектов создаст крупнейший в мире экономический коридор с объемом производства до $21 трлн, покрывающий население в 4,4 млрд человек.

      Политика и финансы

      Идея возродить Новый Шелковый путь была озвучена в 2013 г. Си Цзиньпином. В рамках плана по финансированию этого проекта китайский лидер также объявил о запуске Азиатского международного инфраструктурного банка, который предоставит необходимое финансирование для проекта, при этом первоначальный взнос Китая составит $47 млрд.

      Китай пригласил международное сообщество принять участие в этом проекте в качестве учредителей и партнеров проекта.

      Ожидается, что члены банка будут делать вступительные взносы, с дополнительной помощью международных фондов, включая Всемирный банк, а также инвестиций частных и государственных компаний, а также правительств стран.

      58 стран согласились стать учредителями банка, включая большинство стран Западной Европы, а также множество стран, через которые пройдет Новый Шелковый путь.

      Среди учредителей банка 12 стран НАТО (Великобритания, Франция, Нидерланды, Германия, Италия, Люксембург, Дания, Исландия, Испания, Португалия, Польша и Норвегия), а также три основных союзника США в Азии - Австралия, Южная Корея и Новая Зеландия.

      После того как попытки США убедить своих союзников не вступать в этот банк провалились, США изменили свою полемику и теперь заявляют, что они всегда поддерживали проект. Издание The Wall Street Journal в ноябре 2014 г. заявило, что “США выступали против китайского плана по созданию инфраструктурного банка, в том числе во время телефонной конференции G7.

      Аналитики полагают, что крупнейшие державы региона – Иран, Турция, Египет и Пакистан – начинают переориентацию на Восток. Страны Запада не до конца понимают, насколько важен китайский Новый Шелковый путь. Кроме того, Россия также принимает самое непосредственное участие в этом проекте.

      Страны в этом регионе, напротив, осознают всю серьезность намерений Китая. Они также наблюдают ситуацию с Азиатский инфраструктурным инвестиционным банком, когда множество стран приняло решение присоединиться к нему. Этим государствам, конечно, хочется стать частью этого масштабного проекта.

      Кроме того, Китай планирует внести по меньшей мере $62 млрд в три банка, которые будут оказывать поддержку Новому Шелковому пути.

      Китайский банк развития получит $32 млрд, Экспортно-импортный банк Китая получит $30 млрд. Кроме того, китайское правительство вложит дополнительный капитал в Банк развития сельского хозяйства Китая.

      США: маловероятный партнер

      Присоединятся ли США к проекту? В целом создается впечатление, что США вряд ли присоединятся к этому проекту, более того, они не раз высказывались против него.

      Нет никаких причин, по которым США согласятся пожертвовать своей ролью лидера в этом регионе на благо Китая.

      Проект такой масштабный и сложный, как Новый Шелковый путь, потребует высоких технологий, опыта и ресурсов, которые есть у США. И если США будут принимать участие в проекте, то это снимет политические барьеры для ее союзников, таких как Япония, к вступлению в проект.

      По мнению некоторых аналитиков, поддержка со стороны США может повысить шансы на успешную реализацию проекта.

      Как это будет выглядеть?

      Если взглянуть на первый проект, который в настоящее время находится на стадии строительства, то можно представить себе, как будет выглядеть план Китая.

      Первый крупный экономический проект будет реализован в Пакистане, где китайцы работают уже много лет, строя и финансируя стратегический порт в Гвадаре, которым будет находиться под управлением Китая на правах долгосрочной аренды.

      Гвадар станет отправной точкой для газопровода из Ирана в Пакистан, который впоследствии будет проведет в Китай. При этом одна секция уже построена, а часть газопровода между Пакистаном и Китаем в основном будет финансироваться и строиться за счет Китая.

      Изначально план предусматривал, что газопровод будет продлен в Индию, а Катар присоединиться к Ирану в качестве поставщика природного газа. Однако Индия, под давлением США, отказалась от участия в проекте.

      Противостояние Индии

      Неудивительно, что Индия, которая является союзником США, выступила со своей собственной инициативой в противовес Китаю. Она объявила о новом соглашении по строительству порта в Иране, всего в нескольких сотнях километров от Гвадара.

      По плану Индии, газ будет поставляться из Ирана в Индию через Афганистан, минуя Пакистан.

      И хотя этот проект фактически является альтернативой китайскому проекту с использованием порта в Гвадаре, США предупредили Индию не приступать к реализации данного проекта, пока не будет достигнуто финальное соглашение по ядерной программе с Ираном.

      Как китайский, так индийский проекты разрабатывались в обход международных санкций против Ирана, однако ни одну, ни другую страну, кажется, санкции не волнуют.

      Китайцев также можно обвинить в двойном нарушении санкций, учитывая значительные и долгосрочные торговые сделки, которые Китай заключил и продолжает обсуждать с Россией.

      Остальные страны мира, в особенности представители бизнеса, скорее всего, последуют примеру и включатся в проект, боясь упустить новую "золотую лихорадку" в Азии.

      При этом Индия указала на один неприятный для США, но неоспоримый факт: американские энергетические компании также пытаются вести переговоры и заключать сделки с Ираном.

      Так что же означают тогда эти санкции? Санкции имеют смысл и работают лишь тогда, когда за ними стоит единый объединенный мир. А если большая часть стран предпочитает игнорировать санкции, они лишаются своей силы.

      Как изменится мир?

      Китай и другие страны задумали крупнейший экономический проект в истории, который может самым кардинальным образом повлиять на экономику всех стран мира. Ожидается, что реализация проекта займет не одно десятилетие, стоимость его составит сотни миллиардов долларов.

      Что это будет означать для мировой экономики, пока в полной мере невозможно предсказать, однако уже сейчас ясно, что многие компании и инвесторы стремятся влиться в этот проект, чтобы не упустить выгоду.

      Несомненно, в реализации такого масштабного и сложного проекта будут и неудачи, кроме того, он столкнется с геополитическими препятствиями со стороны Запада.

      Взять хотя бы заявления Барака Обамы, который также высказывал обеспокоенность по поводу планов Китая. "Если мы не напишем правила игры в этом регионе, то их напишет Китай", – заявил он в защиту Транс-Тихоокеанского партнерства.

      В мире, где экономический рост почти застыл, а Европа до сих пор пытается справиться с последствиями мирового кризиса, где еще может быть реализован проект, который предлагает так много возможностей?

      Многие горнодобывающие компании, такие как Vale, которые в последнее время переживали упадок на мировом рынке, в настоящий момент с радостью подсчитывают, сколько стали потребуется на строительство новой скоростной железной дороги. Если проект будет реализован, то это приведет к новому буму в горнодобывающей промышленности по всему миру, а также к новому расцвету в строительной промышленности.

      Только подумайте о том, сколько рабочих мест будет создано в рамках реализации проекта, который покрывает огромные территории.

      Практически в каждом секторе экономики перспективы возрождения, а также роста торговли, огромны.

      Новый Шелковый путь предполагает рост международной торговли, однако дело не только в торговле. Одно из самых неожиданных последствий реализации данного проекта – обмен знаниями, технологиями и культурный обмен.

      В целом можно сказать, что реализация проекта предполагает возрождение торговли, промышленности, обмен и развитие технологий, культурный обмен.

      Но, с другой стороны, становится ясно, что геополитические конфликты, которые возникают вокруг реализации этого проекта, могут привести к новой "холодной войне" между Востоком и Западом за доминирование в Евразии. И исход этой войны пока неясен.

      Рубрики: Экономический экскурс

      Метки: Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Индия, Китай, Новый Шелковый путь, США

      Читайте также

      

      Видео

      

      Инфографика

        Популярное

        • 10 самых доступных автомобилей для россиян

          05.01.2018

          Аналитики исследовали первичный авторынок, чтобы определить транспортные средства с самыми низкими ценниками в России. По результатам исследований специалисты представили топ-10 самых доступных автомобилей.

        • 10 лучших городов России по уровню жизни в 2017 году

          11.01.2018

          Департамент социологии Финансового университета, действующий при Правительстве РФ, провел анализ 38 крупнейших городов России. По результатам анализа был составлен рейтинг городов по уровню жизни.

        • Нацбанк Украины в панике: гривна рекордно рухнула

          12.01.2018

          Гривна обновила исторический минимум к евро и рублю. Нацбанк Украины успокаивает инвесторов.

        • Франция: Россия должна помочь французским фермерам

          09.01.2018

          Министр экономики и финансов Франции Бруно Ле Мэр надеется на частичную отмену российского продэмбарго. Главная мысль министра состоит в том, что Франция и Запад сохранят санкции против России, но Россия должна открыть свой рынок для товаров из Франции.

        • Азиатская угроза отправила доллар в нокдаун

          10.01.2018

          Облигации и доллар США накрыла волна распродаж. Угроза пришла из Китая: власти страны хотят избавиться от американского долга. Но так ли это на самом деле?

        Актуальные темы

        • Рекордно быстрое «Облако 100»

          Весомый аргумент в выборе заказчиков между развитием собственной ИТ-инфраструктуры для работы с растущим объемом данных или арендой готовых ресурсов у провайдера.

        • Протесты в Иране: что стало причиной недовольства?

          Быстро распространившаяся волна гражданских беспорядков, которые начались в иранских городах в конце декабря, застала врасплох почти всех – не только реформаторское правительство президента Хасана Рухани, но и большинство граждан и экспертов.

        • Риски геополитики будут сильнее влиять на экономику

          Если в прошлом году рынки в целом старались игнорировать геополитику, то в 2018 г. - на фоне усиления и умножения внешних конфликтов - вероятность их воздействия на экономику возрастает, отмечают эксперты.

        • Китай должен сохранить стабильность

          Споря о процентах роста китайской экономики в текущем году, эксперты в целом сходятся во мнении, что она сохранит стабильную динамику. Этому поспособствуют и путеводные стратегические цели, которые учитывают также уроки русской революции.

        • Станет ли 2018 год переломным для президента Трампа?

          Аналитики продолжают спорить о том, сумеет ли президент США Дональд Трамп однозначно укрепить свои позиции в 2018 г. (в том числе с учетом ситуации в экономике) и приведет ли это хоть к какому-то улучшению отношений между Вашингтоном и Москвой.

        Рекомендуем

        Карта российского рынка

        Метки

        Медиаметрикс

        Обратная связь закрыть

        Форма обратной связи

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Отправить

        Ошибка на сайте закрыть

        Форма Отправки ошибки на сайте

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Код чувствителен к регистру. Чтобы обновить, кликните один раз на картинке.

        Отправить