Вести Экономика

ВЕСТИ Прямой Эфир

 

      Энергобезопасность Европы: новый шанс для Румынии

      Распечатать

      22.12.2015 12:50

      События последних лет ускорили процесс обеспечения энергетической безопасности для стран Центральной и Юго-Восточной Европы.

      Проект энергетического союза, который был запущен в прошлом году, придал этому процессу новый толчок. Целый ряд проектов, особенно тех, что касаются транспортировки газа, были предложены в этом регионе. В итоге все страны были вынуждены принимать участие в обсуждении и дебатах.

      Некоторые из них, такие как Греция, Болгария и Словакия, увидели в этом возможность извлечь выгоду из своего географического положения и существующей инфраструктуры, которая позволит им продавить свою позицию во время переговоров.

      Реакция других стран была более медленной, и до сих пор они практически никак не реагировали на происходящие события и изменения ситуации. К таким странам можно отнести и Румынию.

      В отличие от большинства стран региона Румынии не так сильно необходимо искать альтернативу российскому газу. Собственные запасы газа в стране, по оценке Национального агентства минеральных ресурсов, в 2013 г. составляли 120 млрд куб. м. При таком уровне запасов и при текущем уровне потребления страна может обеспечивать себя газом в течение 10 лет.

      Перспективы дополнительных объемов газа вполне реальны, учитывая бурение на двух морских месторождениях: участке "Нептун", лицензия на разработку которого выдана компаниям OMV Petrom и ExxonMobil и запасы которого по оценкам достигают 42-84 млрд куб. м газа, и на месторождении EX 30 Trident, лицензия на которое выдана компаниям Lukoil Overseas, Romgaz и PanAtlantic, его запасы оцениваются в 30 млрд куб. м.

      Однако с разработкой этих месторождений связаны определенные сложности.

      Большинство шельфовых и морских месторождений истощаются или уже истощены, что повышает стоимость бурения, что особенно сложно на фоне долгосрочного снижения цен на нефть.

      Шельфовое бурение сталкивается с теми же рисками, однако это связано с более сложным и дорогостоящим оборудованием и технологиями. Это означает, что интерес инвесторов вряд ли будет высоким, по крайней мере до тех пор, пока условия на рынке нефти не изменятся и не станут более благоприятными.

      При этом Энергетический союз предоставляет властям Румынии все необходимые инструменты, позволяющие достичь стране максимального успеха на рынке газа. Власти страны понимают это, поэтому было предложено несколько проектов, которые могут помочь в достижении этой цели.

      Transgaz, национальный оператор газотранспортной системы, продвигает строительство газового коридора BRUA, системы интерконнекторов между Болгарией, Румынией, Венгрией и Австрией.

      Его мощность будет достигать 1,5 млрд куб. м в год в сторону Болгарии и 4,4 млрд куб. м в год в сторону Венгрии.

      Планируется строительство дополнительного газопровода, по которому добытый на морских месторождениях газ будет поставляться в национальную систему и затем в другие страны через систему BRUA.

      Несмотря на небольшую мощность, основным достоинством BRUA является то, что этот коридор сможет транспортировать газ как из Трансадриатического газопровода (TAP), когда он будет запущен, так и из газового хаба в Австрии – Баумгартена.

      В то же самое время будет задействована уже существующая инфраструктура, при этом остается достроить дополнительные компрессорные станции и некоторые сегменты газопровода.



      Выбор был сделан в пользу BRUA, при этом пришлось отказаться от другого проекта - Eastring, который был предложен словацкой TSO Eustream. В рамках этого проекта пока не был определен точный маршрут, при этом Eastring планируется как проект, соединяющий газовую инфраструктуру Словакии, Украины или Венгрии, Румынии и Болгарии путем строительства нового реверсного газопровода.

      У него в целом те же преимущества, как и у BRUA, в плане запасов газа, однако у него другой маршрут и значительно более высокая мощность, которая по оценкам будет достигать 20 млрд куб. м на первом этапе и 40 млрд куб. м после завершения проекта.

      Как Eastring, так и BRUA, были внесены в список "Проектов общего интереса" (PCI) Европейского союза, однако в разделе "потенциально конкурирующих проектов", что означает, что именно рынок будет определять, который из них - или же оба - будут реализованы.

      Поэтому они являются "потенциально конкурирующими" между собой, а также с греческим проектом газопровода Tesla, который должен транспортировать российский газ с турецко-греческой границы через Македонию, Сербию и Венгрию до Баумгартена в Австрии и инфраструктуры, которая позволяет создание болгарского газового хаба.

      Статус PCI дает возможность быстрее получить необходимые разрешения, быстрее пройти экологическую экспертизу и возможность получить финансовую помощь в рамках Connecting Europe Facility.

      В этих обстоятельствах Румыния имеет несколько причин не предпринимать слишком активных действий.

      Во-первых, власти страны понимают, что не никаких гарантий того, что проект BRUA будет реализован, учитывая привлекательность конкурирующего проекта Eastring для рынков. Большие объемы привлекают большие прибыли. Поэтому приверженность единственному проекту BRUA может оказаться контрпродуктивной.

      Во-вторых, Румыния пока не приняла никаких серьезных шагов по использованию газопровода Tranzit II, который уже в январе 2016 г. будет освобожден от обязательств Транзитного соглашения с "Газпромом" от 1996 г.

      Это означает, что со следующего года газопровод Tranzit II должен будет соответствовать нормам Третьего энергопакета ЕС, что позволяет допуск любой третьей стороны.

      Это потребует строительства компрессорных станций, а также дополнительных, более мелких сегментов, которые позволят вывести Tranzit II к Черному морю (чтобы транспортировать добываемый на морских месторождениях газ) и соединить с национальной газотранспортной системой.

      Инвестиции будут минимальны, а преимущества значительны и заметны уже в самом ближайшем времени.

      Мощность газопровода - 9 млрд куб. м, что примерно равно мощности BRUA, в случае если только половина будет заполнена третьими сторонами, при этом для реализации BRUA требуется больше затрат на строительство.

      Кроме того, Tranzit II можно сделать доступным для эксплуатации гораздо быстрее, чем BRUA, учитывая, что большая и самая значимая часть его уже построена.

      Более быстрая реализация и меньшие затраты дадут стимул инвесторам как можно быстрее транспортировать свой газ для подачи его в этот газопровод, так как это позволит им выйти на региональный газовый рынок.

      Понятно, что газ, предназначенный для внутреннего потребления, будет транспортироваться на румынский рынок в первую очередь. И только после того, как румынский рынок будет насыщен, компании смогут экспортировать.

      Таким образом, энергобезопасность страны окажется вне зоны риска. Кроме того, как и в случае с BRUA и Eastring, газопровод Tranzit II будет работать на условиях реверсных поставок, что усилит конкуренцию, когда азербайджанский и российский газ получат доступ к румынскому рынку, либо через TAP, либо через "Северный поток-2", либо через СПГ-терминалы.

      При этом Румыния может не отказываться ни от одного из этих проектов. Отказ от какого-то одного варианта в пользу другого на данном этапе был бы для страны контрпродуктивным, так как это привело бы к существенному сокращению возможностей страны.

      Рубрики: Экономический экскурс

      Метки: Евросоюз, Румыния, Третий энергопакет, газ, газопроводы, энергетический союз

      Читайте также

      

      Видео

      

      Инфографика

        Популярное

        • 33 города с самым низким уровнем жизни

          26.05.2016

          Mercer, одна из крупнейших консалтинговых компаний в сфере HR, публикует свой ежегодный индекс качества жизни Quality of Living Index, в рамках которого города мира оцениваются с точки зрения качества жизни по целому ряду параметров.

        • Путин назначил Кудрина на новый пост

          17.05.2016

          Экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин по распоряжению президента РФ Владимира Путина назначен руководителем рабочей группы экономического совета при главе государства по направлению "Приоритеты структурных реформ и устойчивый экономический рост".

        • 10 шокирующих предсказаний на 2016 год

          16.12.2015

          Ежегодно эксперты Saxo Bank публикуют набор шокирующих прогнозов на предстоящий год. Некоторые из прогнозов противоречат общепринятой логике, некоторые из них сбываются. История шокирующих прогнозов пронизана стремлением уйти от стереотипов.

        • Силуанов: граждане теперь сами позаботятся о пенсии

          17.05.2016

          Минфин и ЦБ подготовили реформу пенсионных накоплений, ключевой пункт которой – установление частной собственности на пенсионные накопления, которые могут наследоваться из поколения в поколение, заявил в интервью "Вести. Экономика" глава Минфина А.Силуанов

        • Новости из США подбросили нефть выше $50 за баррель

          26.05.2016

          Запасы нефти в США снизились почти в два раза сильнее ожиданий, что позволило ценам на нефть достигнуть максимальных отметок за более чем полгода.

        Актуальные темы

        • Новые реалии нефтяного рынка

          Министр энергетики РФ Александр Новак предлагает оценить состояние отрасли, чтобы ответить на вопрос, выдержат ли нефтяники новые ценовые удары.

        • Зачем ЦБ таргетирует инфляцию?

          Банк России, отпустивший рубль в свободное плавание, сделал именно таргетирование инфляции точкой отсчета для своих решений. И первый заместитель председателя ЦБ РФ Ксения Юдаева расскажет почему.

        • Мифы и правда об инвестициях в Россию

          Манипулировать инвестиционными данными и кричать: "Отток, отток!" легко, а разобраться сложно. Надеемся, что глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев отделит правду от домыслов.

        • Информационные войны на нефтяном рынке

          Рустам Танкаев, генеральный директор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» и ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России расскажет, почему далеко не вся нефтяная статистика правдива и почему именно Россия часто становится целью для информационных атак.

        Рекомендуем

        Карта российского рынка

        Метки

        Медиаметрикс

        Обратная связь закрыть

        Форма обратной связи

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Отправить

        Ошибка на сайте закрыть

        Форма Отправки ошибки на сайте

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Код чувствителен к регистру. Чтобы обновить, кликните один раз на картинке.

        Отправить