Вести Экономика

ВЕСТИ Прямой Эфир

 

      Россия простила Узбекистану долг в размере $864 млн

      Распечатать

      25.03.2016 21:59

      Государственная дума РФ ратифицировала межправительственное соглашение России и Узбекистана об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств по операциям бывшего СССР и кредитам 1992–1993 гг.

      В рамках вечернего пленарного заседания в пятницу, 25 марта, Госдума рассмотрела и приняла законопроект № 845845-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств". Межправительственное соглашение об урегулировании задолженности Узбекистана было подписано еще в 2014 г.

      По данным на 1 ноября 2014 г., общий объем задолженности Узбекистана перед Россией (в качестве страны-правопреемницы СССР) составлял $889,3 млн, из них по основным выплатам – $500,6 млн, еще $388,7 млн приходилось на проценты по долгу.

      В пояснительной записке (PDF) к законопроекту отмечается:

      "Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных финансовых требований и обязательств от 10 декабря 2014 г. (далее - Соглашение) предусматривается урегулирование всех имеющихся между Россией и Узбекистаном взаимных финансовых требований и обязательств, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992-1993 гг.

      Таким образом, подлежат урегулированию все взаимные финансовые претензии, вытекающие из перечисленных ниже многосторонних и двусторонних документов либо касающиеся указанных ниже вопросов двусторонних отношений:

      Соглашение о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга бывшего СССР от 13 марта 1992 г.;

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании вопросов правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР от 2 ноября 1992 г.;

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о переоформлении задолженности по техническим кредитам по итогам 1992 г. и января - апреля 1993 г. в государственный кредит Правительству Республики Узбекистан от 19 мая 1993 г.;

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о государственном кредите на 1993 г. от 21 мая 1993 г.;

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о переоформлении задолженности по техническим кредитам за 1993 г. в государственный кредит Правительству Республики Узбекистан от 15 октября 1993 г.;

      Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о реструктуризации задолженности Республики Узбекистан по государственным кредитам, предоставленным Российской Федерацией, от 14 марта 1997 г.; вопросы раздела Алмазного фонда бывшего СССР;

      вопросы возврата валютных средств юридических лиц - резидентов бывшего СССР, в настоящее время являющихся резидентами Республики Узбекистан, поступивших на их счета во "Внешэкономбанке" бывшего СССР до 1 января 1992 г.

      Переговоры по урегулированию взаимных финансовых претензий и требований велись с 1998 г., начавшись практически сразу после того, как узбекская сторона в одностороннем порядке прекратила платежи в погашение задолженности, консолидированной в соответствии с Соглашением от 14 марта 1997 г. Более того, партнеры заявили об отказе признавать легитимность соглашений о технических кредитах и выдвинули встречные финансовые требования, связанные с распадом бывшего СССР. Речь шла об Алмазном фонде бывшего СССР и денежных средствах, принадлежавших юридическим лицам республики и использованных наряду со средствами других советских предприятий для оплаты критического импорта.

      По данным российской стороны, по состоянию на 1 ноября 2014 г. задолженность Республики Узбекистан составила $889,3 млн, в том числе по основному долгу – $500,6 млн, по процентам - $388,7 млн. Вся задолженность просрочена.

      В силу того, что в мае 1998 г. парламентом Республики Узбекистан принято решение о нелегитимности межправительственных кредитных соглашений от 19 мая 1993 г. и от 15 октября 1993 г. и, как следствие, межправительственного соглашения от 14 марта 1997 г. о реструктуризации задолженности, Правительство Узбекистана признавало только часть задолженности в сумме $43,1 млн по межправительственному соглашению от 21 мая 1993 г. В то же время объем встречных финансовых претензий, в частности по Алмазному фонду бывшего СССР, оценивался партнерами в $1–2 млрд.

      Соглашением предусматривается урегулирование взаимных финансовых требований и претензий сторон на следующих условиях:

      1. Отказ российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992–1993 гг.

      2. Осуществление узбекской стороной платежа в пользу российской стороны в сумме $25 млн; платеж осуществляется в течение 30 календарных дней с даты вступления Соглашения в силу единовременным денежным платежом в долларах США.

      3. В случае неосуществления узбекской стороной платежа – объявление этой задолженности просроченной и начисление на нее штрафных процентов по ставке LIBOR + 3% годовых.

      4. Самостоятельное урегулирование российской и узбекской сторонами претензий своих физических и (или) юридических лиц в случае предъявления ими финансовых претензий к Российской Федерации или к Республике Узбекистан по урегулируемым Соглашением по операциям.

      Для обеих договаривающихся сторон подписание Соглашения явилось сложным компромиссом. Для официального Ташкента уступка заключается в фактическом признании обязательств по всем ранее полученным кредитам. Кроме того, после долгого периода колебаний узбекская сторона снимает претензии по Алмазному фонду бывшего СССР и так называемому "внутреннему валютному долгу" бывшего СССР.

      Важнейшей уступкой российской стороны является предоставление республике значительного облегчения долгового бремени, составляющего 95% суммы основного долга. Вместе с тем сумма списываемого Россией долга в целом соответствует практике последних лет, когда были аннулированы сопоставимые по масштабам суммы требований, например к Монголии (97,8%), КНДР (90%), Кубе (90%), причем в последних двух случаях остаток задолженности используется для проведения операций "долг в обмен на помощь".


      Заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак, выступая в Госдуме, отметил:

      "Подписанное соглашение будет способствовать установлению дополнительных возможностей для наращивания военного, экономического и политического сотрудничества России и Узбекистана".


      Председатель Комитета Государственной думы по делам СНГ Леонид Слуцкий заявил о том, что с подписанием и вступлением в силу этого соглашения снимаются многие вопросы, которые мешали нормализации финансовых отношений между Россией и Узбекистаном:

      "Ратификация соглашения будет иметь серьезное политическое значение для развития двусторонних отношений. Узбекистан непростой для РФ партнер – это одна из стран бывшего СССР, где присутствие России весьма и весьма дозировано, а русскоязычное пространство сокращено до предела. Вместе с тем, в этом государстве проживает миллион наших соотечественников".

      Рубрики: Мир

      Метки: Леонид Слуцкий, Россия, СНГ, СССР, Сергей Сторчак, Узбекистан, долг

      Читайте также

      

      Видео

      

      Инфографика

        Популярное

        Актуальные темы

        • Brexit: поражение статуса-кво, а не "победа Путина"

          Голоса миллионов британцев в пользу выхода Великобритании из ЕС и обострение антиевропейских настроений поставили большой знак вопроса по поводу будущего Европы, а также способностей властей западных стран к пониманию происходящих процессов.

        • РФ, Монголия и КНР создают экономический коридор

          Лидеры России, Китая и Монголии – Владимир Путин, Си Цзиньпин и Цахиагийн Элбэгдорж – по итогам трехсторонней встречи согласовали программу создания между странами экономического коридора.

        • Путин призвал создать Евразийское партнерство

          Президент РФ Владимир Путин призвал создать большое Евразийское партнерство с участием Индии, Ирана, Китая, Пакистана, стран СНГ и ряда других государств.

        • Дмитриев: инвестиции мотивируют экономику (лекция)

          Как отличить правду от вымысла и искоренить стереотипы об инвестициях в Россию? И что такое "мотивационная экономика", для развития которой необходимо инвестиционное топливо? На втором форуме Vestifinance на эти вопросы ответил глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

        Рекомендуем

        Карта российского рынка

        Метки

        Медиаметрикс

        Обратная связь закрыть

        Форма обратной связи

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Отправить

        Ошибка на сайте закрыть

        Форма Отправки ошибки на сайте

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Код чувствителен к регистру. Чтобы обновить, кликните один раз на картинке.

        Отправить