Вести Экономика

ВЕСТИ Прямой Эфир

 

      Космос как бизнес

      Распечатать

      17.03.2012 22:47

      Космические технологии давно вошли в повседневную жизнь. Прогноз погоды, контроль воздушного трафика, глобальные коммуникации и эфирное вещание немыслимы без спутниковых технологий. Отрасль давно перестала быть чисто научной - сейчас это один из самых успешных бизнесов.

      Еще недавно, заслыша об амбициозных космических программах, мы представляли человека в скафандре, плывущего в невесомости, или отряды луноходов, бороздящих иные планеты и собирающих образцы грунта. Сегодня структура космической деятельности радикально меняется и включает целый спектр как институтов, так и частных участников.

      Никогда еще не было так много стран, запустивших спутники на орбиту (по данным ОЭСР, более чем 50). Появление Бразилии, Индии и Китая в числе авторитетных космических держав наряду с Россией говорит о том, что космические технологии смещаются к развивающимся странам, и это ключевая характеристика меняющегося ландшафта отрасли. Россия запустила столько ракет, сколько ни одна страна с 2006 г. Азиатские страны под предводительством Китая (15 запусков в 2010 г. - столько же, сколько у США) тоже перегнали Европу по количеству запусков ракет и спутников на орбиту.

      Общий космический бюджет 35 стран, анализ которых проводился ОЭСР, составил как минимум $64,4 млрд в 2009 г. и предсказывается на уровне $65,3 млрд в 2011 г., с учетом вклада стран G7 и БРИК. Все страны "Большой двадцатки" имеют космические программы. США, Китай, Япония, Франция и Россия инвестировали более чем $2 млрд в отрасль в 2009-2010 гг. (каждая страна). Лидируют в инвестициях США, потратившие за данный период $43 млрд.

      Почти тысяча действующих спутников сейчас находятся на орбите, ведя наблюдения за Землей, осуществляя связь и навигацию. Параллельно с растущей важностью этих земных приложений наука и космические исследования остаются главной миссией космических агентств, оживляя международное научное сотрудничество. В начале 2011 г. семь зондов летают по Солнечной системе, три спутника находятся на орбите Марса, два активных марсохода бороздят поверхность планеты, два спутника вращаются вокруг Венеры. В период 2009-2010 гг. Китай, Индия, Япония, Европа и Соединенные Штаты запустили космический корабль на орбиту Луны. На Международной космической станции живут и ее навещают астронавты и космонавты с 2003 г.

      По сравнению с другими секторами космическая отрасль не провисла после 2008 г., несмотря на экономический кризис. Это произошло благодаря специфике сектора как стратегически важного, а также из-за возросшей популярности "экономики космоса". Экономика космоса включает коммерческую активность, которую подхлестнули в последние годы исследования и развитие космической отрасли. Несколько "следствий", такие как спутниковое телевидение и GPS, достигли массового рынка. Даже пакеты, связанные с туризмом, начинают коммерциализироваться (например, космические парки развлечений, суборбитальные полеты).

      ● Формализация экономики космоса остается сложным процессом. Оценки отличаются друг от друга, и многие из них включают в некоторой степени двойной счет. Но самые надежные оценки показывают, что доходы, полученные от разнообразных космических продуктов и услуг, составили около $150-165 млрд в 2009 г.

      ● Телекоммуникации по-прежнему являются основным коммерческим рынком космической отрасли. Несколько спутниковых операторов побили рекорды в доходах с 2008 г., несмотря на экономический кризис. Они извлекли выгоду из растущего массового рынка (спутниковое телевидение) и устойчивого спроса от институтов (оборона, новые игроки в развивающихся рынках).

      Аренда радиопередатчиков и коммуникаций принесла $11-15 млрд выручки в 2009 г., в то время как спутниковое телевидение - порядка $65-72 млрд.

      ● Геонавигация (например, GPS-навигаторы для автомобилей) является новым стремительно растущим сегментом отрасли. В 2009 г. доходность этого рынка составила $15 млрд. С развитием смартфонов и других мобильных устройств с приложениями геонавигации ожидается дальнейший рост отрасли.

      ● Другие сектора, включающие спутниковое наблюдение за Землей, оцениваются в целом в 2009 г. в $0,9-1,2 млрд. Страхование в космической отрасли в мировом масштабе обходится в $750-800 млн в год.

      ● Общий рост космической техники повлиял на всю производственную цепочку, особенно на непосредственных производителей спутников. Коммерческие и институциональные требования к спутникам остаются относительно высокими и географически диверсифицированными, особенно что касается военного/двойного назначения спутников. Объем производства спутников в денежном выражении оценивается в $65,5 млрд за 5 лет.

      Позитив в космической отрасли в разгар серьезного экономического кризиса не может длиться бесконечно. На коммерческом фронте, несмотря на рост прикладных космических технологий и успеха спутниковой связи, основные операторы подойдут к концу цикла в течение следующих трех лет, разместив все контракты на использование спутников. Но что более важно, производители в космической отрасли по-прежнему зависят во всем мире от институциональных бюджетов и государственных заказчиков на спутники и ракеты-носители. Потенциальные ограничения бюджетов во многих странах, в частности в области науки и обороны, могут повлиять на отрасль в течение следующих трех лет, поскольку сокращение бюджета отразится на всей цепочки формирования стоимости.

      Рубрики: Мир, Технологии

      Метки: космос, космические технологии

      Читайте также

      

      Видео

      

      Инфографика

        Популярное

        Актуальные темы

        Рекомендуем

        Карта российского рынка

        Метки

        Медиаметрикс

        Обратная связь закрыть

        Форма обратной связи

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Отправить

        Ошибка на сайте закрыть

        Форма Отправки ошибки на сайте

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Код чувствителен к регистру. Чтобы обновить, кликните один раз на картинке.

        Отправить