Вести Экономика

ВЕСТИ Прямой Эфир

 

      От Рокфеллера до Apple: 12 вопросов о монополиях

      Распечатать

      13.07.2017 14:32

      Москва, 13 июля - "Вести.Экономика". Рост мировых технологических гигантов, таких как Amazon, Apple, Facebook и Google, создает новые сложности для органов контроля за конкуренцией.

      Вместе с Microsoft Corp. эти компании входят в пятерку самых дорогих компаний США на сегодняшний день.

      Они доминируют на рынках от электронных книг до смартфонов.

      Это приводит к спорам о том, не пора ли вмешаться и сдержать их.

      США пока довольно лояльно относятся к таким компаниям, в то время как ЕС недавно оштрафовала на $2,7 млрд компанию Alphabet Inc. за то, что Google, как установила ЕК, злоупотребляет своим преимуществом на рынке поисковых систем, в частности компания формировала выдачу результатов по товарам и услугам так, что ее коммерческие партнеры оказывались на первых позициях.

      В связи с этим возникает ряд вопросов.

      1. Являются ли IT-гиганты монополиями?

      Несомненно, они очень могущественны. Доля Google в американском интернет-поиске достигает около 78% согласно данным eMarketer.

      Вместе Google и Facebook Inc.контролируют около 56% американского рынка мобильных приложений.

      Apple Inc. занимает свыше 60% рынка высокотехнологичных смартфонов в мире.

      Около 30% американской электронной торговли идет через Amazon.com Inc.

      Однако при современном антимонопольном законодательстве эти цифры не вызывают обеспокоенность регуляторов в США.

      2. Что беспокоит регуляторов?

      В США регуляторы в основном сосредоточены на вреде, который может нанести потребителям ограниченная конкуренция.

      Например, когда две компании планируют слияние, может ли это привести к завышенным ценам?

      Это не так актуально для сектора ИТ, так как они, как правило, стараются поглотить более мелких конкурентов или покупают компании, чтобы выйти на новый рынок.

      А кроме того, в случае социальных сетей и интернет-поиска услуги предоставляются бесплатно, поэтому этот вопрос неактуален.

      Поэтому спор сместился в сторону того, привела ли высокая концентрация к другим вредным экономическим последствиям, таким как ослабление частных инвестиций, рост неравенства зарплат и уменьшение числа стартапов.

      3. Так что такое монополия?

      В США необходимо пересечь черту в 50% рынка, чтобы регулятор обратил внимание на компанию.

      Представьте себе компании начала XX века, которые контролировали добычу нефти, железные дороги и сталелитейную промышленность.

      Доля Standard Oil достигла 88%. В США вполне законно быть большой компанией. Получить положение монополии в этой стране – это своего рода успех на рынке.

      Однако монополия не имеет права вести хищническую деятельность по отношению к конкурентам, которые могут угрожать ее положению.

      Любые попытки незаконно поддержать монополию – это повод для антимонопольного законодательства вступить в силу, а компании – понести наказание.

      4. Почему ЕС более жестко настроен к ИТ-компаниям?

      ЕС устанавливает более низкую границу для определения доминирования на рынке компании, поэтому в ЕС проще попасть под антимонопольное законодательство.

      Google стала как раз таким примером.

      Кроме того, существуют культурные различия. В США восхищаются прорывом, и регуляторы дают компаниям определенную свободу, позволяющую расти и вводить инновации.

      Но такой подход не разделяют регуляторы в ЕС, которые устали от крупных компаний, особенно тех, которые собирают личные данные клиентов.

      5. А что в Азии?

      Японские и южнокорейские регуляторы смотрят на сбор данных Google и Facebook, пытаясь определить, являются ли они монополией.

      В Китае цензура и правительственный контроль за интернетом осложнили доступ американских компаний и их конкуренцию с Alibaba, Baidu и Tencent, которые в целом похожи на Amazon, Google и Facebook.

      Китайские компании, которые также имеют высокую долю рынка, агрессивно конкурируют друг с другом, однако они защищены от конкуренции с зарубежными конкурентами.

      6. Были ли американские ИТ-гиганты хищниками?

      Такие платформы, как Amazon и Facebook, всего лишь посредники для предоставления продуктов и услуг, что дает им влияние как над производителями, так и над потребителями.

      Например, Amazon использовала свое влияние на книжном рынке в 2014 г., чтобы заблокировать предзаказы на книги Hachette Book во время спора с издательством по поводу цен.

      Гиганты также растут за счет поглощения потенциальных конкурентов, которые могут угрожать их доле на рынке.

      Согласно данным Bloomberg "Большая пятерка" (Alphabet, Amazon, Apple, Facebook и Microsoft) совершили 436 поглощений на сумму $131 млрд за последнее десятилетие.

      7. Как приватность связана с антимонопольными законами?

      Традиционно они никак не связаны, однако регуляторы движутся в этом направлении.

      Власти Германии рассматривают иски, в которых указано, что пользователи Facebook соглашались с условиями, при которых компания собирала данные об их истории поисков в интернете.

      Те пользователи, которые не соглашались с этими условиями, были заблокированы.

      8. Что говорят компании?

      Они заявляют, что их доминирование очень нестабильно, так как барьеры для входа новых конкурентов слишком низкие.

      Компании также отмечают, что они успешны благодаря высокому качеству предоставляемых услуг, так зачем же наказывать за успех?

      Потребители считают, что сложно победить Google из-за бесплатных продуктов или Amazon из-за ее удобства.

      Их доминирование – это не хищнические шаги, а просто конкуренция на рынке цифровых технологий.

      Чем больше людей их использует, тем более нужными и эффективными они становятся.

      9. Что произошло в деле Microsoft?

      Инициированный в 1998 г. Министерством юстиции США на протяжении как минимум пяти последующих лет этот процесс был самым ярким событием в жизни компании.

      Компанию обвинили в том, что она злоупотребляла своей долей на рынке.

      Компания нелегально связала браузер Internet Explorer с операционной системой Windows, чтобы подорвать конкуренцию с Netscape. Власти США выиграли это дело.

      10. Что случилось после этого?

      Дело против Microsoft стало крупнейшим антимонопольным делом в США.

      Еще в 2009 г. Барак Обама обещал разобраться с доминирующими компаниями, однако за этими словами ничего не последовало.

      Число антимонопольных исков в США резко сократилось: с 15,7 в год за период с 1970 до 1999 гг. до менее 3 в период с 2000 по 2014 гг.

      11. Антимонопольное мышление устарело?

      Некоторые юристы и экономисты полагают, что пришло время оставить в прошлом традиционное антимонопольное законодательство.

      Они предупреждают о целом ряде негативных эффектов, таких как снижение частных инвестиций, низкая продуктивность и рост неравенства.

      Они также указывают на снижение динамики бизнеса, или на темпы, с которыми компании входят на рынок и уходят с него.

      Некоторые полагают, что не стоит связывать концентрацию и снижение конкуренции. При этом указывают на дуополии, когда такие производители, как Boeing и Airbus, агрессивно конкурируют.

      12. Это касается только сферы высоких технологий?

      Нет. Рост концентрации на рынках от авиакомпаний до операторов мобильной связи и платного телевидения вызвал целый шквал статей об антимонопольном законодательстве и его эффективности.

      По некоторым оценкам, свыше 75% промышленности США переживает повышение концентрации в течение последних двух десятилетий.

      Волна слияний и поглощений в авиационной промышленности с 2005 г. привела к сокращению числа перевозчиков, при этом 4 крупнейших перевозчика контролируют 80% рынка.

      Все это привело к критике антимонопольного законодательства в стране.

      Рубрики: Экономический экскурс

      Метки: Amazon, Apple, Facebook, Google, Microsoft, Рокфеллеры, антимонопольное законодательство, вопросы, монополии

      Читайте также

      

      Видео

      

      Инфографика

        Популярное

        Актуальные темы

        Рекомендуем

        Карта российского рынка

        Метки

        Медиаметрикс

        Обратная связь закрыть

        Форма обратной связи

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Отправить

        Ошибка на сайте закрыть

        Форма Отправки ошибки на сайте

        Пожалуйста, введите текст изображенный на картинке внизу.

        Код чувствителен к регистру. Чтобы обновить, кликните один раз на картинке.

        Отправить