Важнейшие научные открытия 2017 года. А были ли они?

28.12.2017 16:34

Москва, 28 декабря - "Вести.Экономика". Телеканал "Наука" и Институт современных медиа (MOMRI) провели ежегодный опрос российских ученых и жителей крупных городов России о ключевых научных событиях уходящего года.

Гравитационные волны

"Каждый год в декабре мы просим российских ученых из различных научных сфер выделить главные для мировой науки научные события уходящего года, а также спрашиваем обычных людей, о каких событиях в науке они слышали и что считают важным для человечества. В опросе 2017 г. приняли участие 35 экспертов - ведущих российских ученых, представляющих самые разные направления: от ядерной физики и астрономии до когнитивных наук, а также 1,6 тыс. жителей крупных и средних российских городов (население от 100 тыс. человек)", - отмечает телеканал "Наука".

Какие же события 2017 г. запомнились простым россиянам?

Социологи из MOMRI провели всероссийский опрос и задали схожий вопрос россиянам, проживающим в городах с населением свыше 100 тыс. человек. В телефонных интервью россиян спросили, слышали ли они о самых важных, по оценке ученых, научных открытиях 2017 г., и как те, кто слышал, оценивают их значимость. Значимость научных событий для человечества просили оценить по шкале от 1 (совсем не важно) до 5 (крайне важно).

Лишь одно из событий известно более чем половине опрошенных: 71% россиян знают о запуске беспилотных автомобилей.

Почти 50% опрошенных слышали что-то о работах по редактированию генома, а также о том, что через Солнечную систему пролетел галактический астероид (48% и 47% соответственно).

Почти 44% россиян слышали об исследованиях останков древних людей и расшифровке их ДНК. Чуть меньше тех, кто в курсе достижений в области искусственного интеллекта и развития нейронных сетей (42%).

Самым важным научным событием россияне посчитали продолжение опытов по редактированию ДНК (оценка 4,36 из 5). В прошлом году работы по редактированию генома заняли второе место в списке важнейших научных открытий с той же оценкой.

Второе место по важности в 2017 г. заняли квантовые компьютеры (4,19). На третьем - запуск в Германии самого мощного в мире рентгеновского лазера на свободных электронах XFEL (проект, в котором принимают участие российские ученые) с оценкой 4,17. Это событие известно лишь каждому пятому опрошенному, однако получило высокие оценки по своей значимости.

Развитие искусственного интеллекта, нейронных сетей заняло 4-е место (4,15).

На 5-м месте по значимости для человечества - научные труды по изучению останков древнейших людей и неандертальцев, расшифровке их ДНК (3,78).

Очень близкие оценки получило главное открытие 2017 г., по мнению ученых, - фиксация гравитационных волн от слияния нейтронных звезд. Россияне оценили значимость этого открытия для человечества на 3,74 балла.

Как и в прошлом году, оценки мужчин и женщин сильно разошлись. Для мужчин самыми важными стали достижения в области высоких технологий - развитие квантовых компьютеров и искусственного интеллекта. Женщины же не придают этим достижениям столь высокой значимости.

Самыми информированными о научных достижениях являются мужчины старшего возраста.

Какие события в науке в 2017 г. считают самыми важными ученые?

По мнению ученых, важных открытий, достижений или научных работ, в оценке значимости которых для мировой науки единодушно сошлись бы ученые разных направлений, не произошло. Большинство ученых называло значимыми "узкие" события, произошедшие именно в своей научной области.

Почти 30% опрошенных ученых сошлись в оценке значимости очередного открытия, связанного с гравитационными волнами: 17 августа детекторы LIGO и Virgo впервые в истории науки зарегистрировали гравитационные волны, возникшие от слияния двух нейтронных звезд. По мнению ученых, важность фиксации гравитационных волн трудно переоценить, это совершенно новая информация, которая, возможно, даст ответы о том, как устроена Вселенная.

Высокую оценку ученых получили работы по редактированию генома человека. Ученые научились вмешиваться в ДНК живых существ, и использование этих достижений в медицине лишь вопрос времени.

Существенным для науки и человечества шагом ученые считают работу над квантовыми компьютерами - машинами, возможности которых революционно отличаются от нынешней техники.

Компании, включившиеся в "квантовую гонку", представят в 2018 г. свои разработки. В области квантовых технологий отмечена важность развития квантовых сетей и квантовой криптографии.

Важным для человечества стало совершенствование искусственного интеллекта. Развитие сложных систем машинного интеллекта, компьютерная лингвистика, дающая совершенно новые возможности машинного перевода, распознавание текста, возможность выполнения сложных операций мобильными телефонами - эти технологии значительно изменят жизнь человека. В частности, запуск беспилотных автомобилей - это переход к новой эре взаимодействия человека и техники.

Телеверсия главных научных событий 2017 г. пройдет в эфире телеканала "Наука" 30 декабря в 12:50 и 20:15.

Опрос проведен телеканалом "Наука" 5-21 декабря, опрошены 35 ученых, представляющих различные научные отрасли. Всероссийский опрос проведен MOMRI 20-26 декабря. Общее количество опрошенных -1,6 тыс. человек в возрасте 18+, проживающих в городах с населением 100 тыс. человек и более. Способ опроса - телефонное интервью по случайной выборке. Статистическая погрешность не превышает 2,5%.