ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Путин примет участие в форуме "Один пояс - один путь" в Китае

      Москва, 13 сентября - "Вести.Экономика". Президент Владимир Путин принял приглашение председателя КНР Си Цзиньпина принять участие во II международном форуме "Один пояс - один путь" в 2019 г., сообщает МИД Китая.

      Во время визита Си Цзиньпина в Россию для участия в Восточном экономическом форуме (ВЭФ) "председатель КНР Си Цзиньпин пригласил президента России Владимира Путина принять участие во II международном форуме "Один пояс - один путь" в следующем году. Президент Путин с готовностью сразу принял приглашение", отмечает МИД Китая.

      Китайский проект создания всемирной транспортной и инвестиционной инфраструктуры "Один пояс - один путь" объединяет два проекта - "Экономический пояс Шелкового пути" и "Морской Шелковый путь XXI века".

      "Экономический пояс Шелкового пути" (ЭПШП) - проект создания единого евроазиатского торгово-экономического пространства и межконтинентального (Азия - Европа) транспортного коридора. Название дано в честь древнего Шелкового пути (караванный путь, соединявший Китай и Европу через Центральную Азию, действовал со II в. до н. э. по XV в.).

      Проект предложен Си Цзиньпином в сентябре 2013 г. Тогда во время выступления в "Назарбаев Университете" (Астана) руководитель Китая выделил пять основных задач, которые призван решить ЭПШП: усиление регионального экономического сотрудничества, строительство единой трансазиатской транспортной инфраструктуры, устранение инвестиционных и торговых барьеров, повышение роли национальных валют, углубление сотрудничества в гуманитарной области.

      По мнению Китая, к ЭПШП могут подключиться 67 государств, население которых составляет 63% от численности мирового населения. Срок выполнения проекта - 30 лет.

      ЭПШП позволит сократить сроки доставки грузов из Китая в Европу до десяти дней. Сейчас средний срок доставки контейнерных грузов морским путем из Китая в Европу составляет 45-60 суток.

      Помимо создания единой транспортной инфраструктуры проект подразумевает расширение таможенного сотрудничества, увеличение объема финансовых операций между странами, создание финансовых институтов при различных региональных организациях (ШОС, БРИКС). Развитие гуманитарных связей подразумевает взаиморазвитие культуры и науки, сотрудничество между СМИ, молодежные контакты.

      Четкий маршрут, по которому пройдет новый Шелковый путь, пока не разработан. В основе проекта лежит строительство трех железнодорожных коридоров (северный, центральный и южный). Все они соединят восточные провинции Китая со странами Западной Европы.

      Маршрут северного коридора пролегает через Казахстан и Россию к Балтийскому морю, западная ветка маршрута пройдет через Белоруссию и Польшу в Германию и Голландию. Маршрут центрального коридора, который является самым сложным с точки зрения политической обстановки и отсутствия инфраструктуры, соединит порты Восточного Китая (Шанхай, Ляньюньган) со странами Центральной Азии (Киргизия, Узбекистан, Туркменистан), Ираном, Турцией, а затем проследует через Балканский полуостров к портам Франции. В этом случае потребуется строительство дополнительного тоннеля под проливом Босфор в Стамбуле (Турция).

      Маршрут южного коридора проходит из Китая через Бангладеш, Индию и Пакистан в другие страны Азии, Ближнего Востока и Африки.

      "Морской Шелковый путь XXI века"

      Кроме сухопутного транспортного коридора Китай предложил проект развития морских торговых путей, который получил название "Морской Шелковый путь XXI века" (МШП). Проект озвучен Си Цзиньпином в октябре 2013 г.

      Морской путь берет начало в городе Фучжоу (провинция Фуцзянь, Китай), проходит через Гуанчжоу (провинция Гуандун) и остров Хайнань, далее по Малаккскому проливу (Малайзия - Индонезия), затем через Индийский океан, огибает Африканский рог (Кения) и выходит в Красное и Средиземное моря, отмечает ТАСС. Второй маршрут МШП идет из китайских портов в южную часть Тихого океана.

      В ноябре 2014 г. Китай заявил о намерении выделить $40 млрд на создание Фонда Шелкового пути. Деньги пойдут на финансирование строительства инфраструктуры, развитие финансового сотрудничества и другие проекты в странах, входящих в "Один пояс - один путь". В мае 2017 г. Си Цзиньпин заявил, что размер фонда увеличат на 100 млрд юаней (на $14,5 млрд).

      Другим финансовым механизмом стал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ, учрежденный по инициативе КНР в октябре 2014 г.). Его участниками являются 57 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки и Европы. Россия вступила в АБИИ в 2015 г. Ее доля в капитале банка, размер которого составит около $100 млрд, - $6,5 млрд.

      По словам Си Цзиньпина, в 2015 г. китайские инвесторы вложили в страны-участницы проекта ЭПШП и МШП почти $15 млрд. В частности, инвестиции осуществляют китайские портовые операторы и грузовые компании (Cosco Pacific, China Merchants, China Road and Bridge и другие). При этом объем торговли Китая с этими странами превысил в 2014-2016 гг. $3 трлн.

      Сопряжение проектов ЭПШП и ЕАЭС

      В мае 2015 г. Путин и Си Цзиньпин подписали соглашение о сопряжении проектов ЭПШП и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В соглашении отмечено, что основной площадкой для обсуждения вопросов сопряжения станет Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

      Китай также подписал соглашения по сопряжению ЭПШП с инфраструктурными проектами других стран, в частности с монгольским проектом "Степной путь" (обновление межмонгольской железной дороги Китай - Россия), южнокорейской "Евразийской инициативой" (объединение железных дорог Северной и Южной Кореи с выходом на Транссибирскую магистраль), казахстанской программой "Светлый путь".

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить