ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Ускорение Востока

      Москва, 13 сентября - "Вести.Экономика". Правительство России на протяжении последних десяти лет создает условия для экономического роста на Дальнем Востоке. Тем не менее кумулятивный среднегодовой темп роста валового регионального продукта за последние пять лет в Дальневосточном федеральном округе не превышает среднероссийский показатель, отмечает Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "Регион".

      Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "Регион"

      "В 2007-2012 гг. в мероприятия по подготовке саммита АТЭС было вложено порядка 700 млрд руб., в 2014 г. началось создание территорий опережающего развития с весомыми льготами для инвесторов, в 2016 г. стартовала программа "Дальневосточный гектар". Но говорить об отдаче пока рано. Почему?

      Дальний Восток воспринимается многими как громадная, но малонаселенная часть России. Действительно, средняя плотность населения здесь в 8-9 раз ниже, чем в целом по стране. Однако более детальный анализ показывает, что все не так плохо. Порядка 94% территории Дальнего Востока отнесено к категории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей против 67% в Сибири и 45% на Урале. Плотность населения в комфортных для проживания частях этих округов составляет 12,8, 11,1 и 12,1 человек на 1 кв. км, а на оставшейся части – по 0,3 человека на 1 кв. км соответственно.

      По уровню экономического развития Дальний Восток не отнесешь к числу отстающих: по объему валового внутреннего продукта на душу населения он входит в тройку лучших в России, уступая лишь Уралу и Центру. Однако отраслевую структуру экономики округа сложно назвать удовлетворительной: здесь самая низкая по стране доля обрабатывающих отраслей, максимальная доля транспорта и вторая по величине доля добывающих секторов. Порты Дальнего Востока переваливают четверть всех морских грузов России. Это означает крайне высокую зависимость округа от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры в отношении сырья, добываемого как непосредственно на Дальнем Востоке, так и в других частях страны (прежде всего речь идет о кемеровском угле).

      Учитывая вышесказанное, логично, что правительство России активно поощряет не только развитие транспортной инфраструктуры, но создание новых обрабатывающих производств. В числе крупнейших проектов – Восточная-нефтехимическая компания, Амурский ГПЗ, верфь "Звезда". Их реализация в ближайшие пять лет принесет Дальнему Востоку триллионы рублей инвестиций, связанных непосредственно со строительством производственных мощностей и с развитием энергетики и транспорта, и может кратно увеличить темпы экономического роста, создаст условия для привлечения квалифицированной рабочей силы.

      Вторым важным катализатором является развитие малого и среднего бизнеса в связке с программой "Дальневосточный гектар". Согласно опросам порядка 46% получателей участков планируют использовать их в предпринимательской деятельности, преимущественно в области сельского хозяйства, туризма и общественного питания. Наделение граждан и бизнеса землей является действенным стимулом развития территорий. США использовали этот инструмент для расширения сети железных дорог, Кипр – для развития туристической инфраструктуры, Россия – при проведении аграрной реформы.

      Существенным фактором успеха здесь является создание эффективного механизма банковского кредитования под залог земли. Для этого необходимо обеспечить прозрачную и справедливую оценку стоимости участков с учетом будущего коммерческого использования, стимулировать предоставление долгосрочных кредитов при одновременном снижении ставок на них (Фонд развития Дальнего Востока, Федеральная корпорация по развитию МСП и ряд банков уже работают в этом направлении).

      Отмечу, что правительство России к настоящему времени использовало, пожалуй, весь известный арсенал мер по стимулированию роста, в том числе создание специальных административных районов для офшорных компаний. Некоторая часть из них не реализовала свой потенциал из-за банальных просчетов, например пятая свобода воздуха в аэропорту Владивостока действует уже 7 лет, но трансфертная зона для пассажиров международных рейсов была запущена лишь в этом году. Тем временем ход крупных проектов сдерживали длительные согласования. Устранение этих препятствий должно позволить Дальнему Востоку оправдать возлагаемые на него надежды".

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить