ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Бюджет России 2019-2021: уравнение с тремя неизвестными (и одним известным непредсказуемым)

      Москва, 21 сентября - "Вести.Экономика". Подошло время компилировать первый драфт бюджета. Планирование нового бюджета (впервые в постсоветской истории на целых три бурных и непредсказуемых года) проходит в исключительно неблагоприятных условиях. Из всех окружающих нас неопределенностей лишь вектор цен на нефть можно считать более или менее встречающим консенсус в российских и иностранных экономических кругах, констатирует Владимир Рожанковский, LIFA, эксперт "Международного финансового центра".

      Владимир Рожанковский, эксперт "Международного финансового центра"

      "Говоря о невозможности прогнозирования санкций, возникает желание расширить эту формулировку до невозможности прогнозирования итогов "торговой войны" США и Китая – особенно после вчерашнего заокеанского опуса о введении санкций против Поднебесной (видимо, как гарнир к "прекрасным" импортным тарифам) за покупку вооружения у России.

      Ситуация эта, судя по всему, действительно выходит из-под контроля, и сейчас уже трудно себе представить, при каких обстоятельствах возможна следующая встреча Дональда Трампа с Си Цзиньпином (а ведь совсем недавно мы гадали, при каких обстоятельствах возможна следующая встреча Дональда Трампа с Владимиром Путиным!). Наверное, встреча с китайцами получает какую-то перспективу только в случае устранения этой явной дипломатической ошибки Вашингтона, которую последний вряд ли признает и соответственно на устранение которой он вряд ли пойдет.

      Но если прогнозирование в данных условиях на 3 года – это уже большое достижение и столь же большой риск, то прогнозирование президентских национальных проектов в 13 трлн руб. до 2024 г. или на 6 лет – это вообще что-то из области фантастики. Впрочем, не будем зацикливаться на нереализуемости длинных прогнозов, а лучше попытаемся понять ту базовую систему координат, в которой российская экономика будет жить (и пытаться развиваться) в следующем периоде.

      Без прогноза цен на нефть и рубля, как известно, бюджет никак не сверстать, поэтому Минэку со товарищи пришлось приоткрыть тайну недавнего пророчества Максима Орешкина о конце периода ослабления отечественной валюты и явить миру сакральные цифры. Максим Орешкин в своем вчерашнем интервью, в частности, сказал, что среди факторов, которые повлияют на российскую экономику, будут главными: рост ставок на финансовом рынке США, финансово-экономический кризис развивающихся стран, а также ожидание дополнительных санкций. Тем не менее он отметил, что эффекты от них в перспективе 3-летнего планирования бюджета будут краткосрочными. Мы с ним согласны, ибо как сказал Гераклит, все течет – все меняется.

      Вопрос о том, отменят санкции или нет и какие сферы экономики РФ накроет следующая партия, скорее всего, в перспективе этого периода потеряет былую актуальность. Не то чтобы санкции перестанут кого-либо волновать, просто они станут гораздо более предсказуемыми, и страны-партнеры научатся их превентивно обходить (частично или полностью). Простите мне мой нетривиальный оптимизм, но трудно представить себе, что мыши будут плакать и продолжать колоться о кактус.

      Учитывая, что ЦБ в этом драфте планирует покупать валюту (правда, не до конца текущего года) не только для Минфина, но еще и реанимировать ФНБ, легко предположить, что рубль останется слабым. При этом нефть, как уже было отмечено выше, входит в долгосрочный цикл укрепления, что уже на данный момент хорошо видно теми же средствами технического анализа. Фундаментальный анализ свидетельствует о том же.

      Что мы в итоге получаем? Читая между строк, можно сделать вывод, что Минфин запланировал на этот срок бюджет слабого рубля и сильной нефти, который априори должен быть в таком случае профицитным (большие доходы – маленькие расходы). Будет ли он профицитным не в проектной документации, а на деле, во многом зависит от глобальных геополитических сценариев, и в итоге это покажет время.

      При таком развитии событий право и возможность для Минфина размещать долговые инструменты потребуются лишь для двух вещей: а) увеличения масштабов нацпроектов и создания эффекта мультипликатора (чтобы дожить до лучших времен в условиях максимально возможной деловой активности) и б) поддержания реноме и активного кредитного рейтинга ОФЗ".

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить