Ирак ставит преграды турецкому экспорту

11.10 19:01
Москва, 11 октября - "Вести.Экономика". В то время как Турция с нетерпением ожидает нового правительства в Багдаде для урегулирования многочисленных проблем с Ираком, последнее решение уходящего в отставку премьер-министра добавляет новый пункт в длинный список разногласий между двумя странами.

Хайдер аль-Абади неожиданно подписал указ о создании трех новых контрольно-пропускных пунктов (КПП) в контролируемых правительством северных районах Ирака, что приведет к неминуемому сокращению торговли с Турцией.

Въезжающие сейчас в страну грузовики проходят через единственный пограничный переход, который контролирует Региональное правительство Курдистана (РПК), а теперь им придется проходить проверку как минимум в одном из дополнительных КПП.

Три контрольно-пропускных пункта будут расположены в Алтун-Купри (дорога Эрбиль-Киркук), в Кара-Анджире (дорога Сулеймания-Багдад) и в Файде (дорога Дохук-Мосул). Внутренние таможенные посты будут осуществлять надзор за сбором доли федерального правительства в пошлинах, которые взимает РПК с турецкого импорта.

Как утверждают иракские власти, контрольно-пропускные пункты не собираются взимать дополнительные пошлины, а будут лишь контролировать уплату всех обязательных сборов. Однако, учитывая отсутствие элементарного правопорядка и широко распространенную коррупцию в Ираке, КПП, вероятно, приведут к двойному налогообложению.

Анкара рассматривает данное решение как искусственную преграду турецкому экспорту, а посольство Турции в Багдаде уже предупреждает компании и водителей о предстоящей практике.

Хотя ставка таможенного сбора центрального правительства варьируется в зависимости от вида товаров, контрольно-пропускной пункт федеральных властей в Сафре (дорога Киркук - Багдад) обычно собирает 15% без проверки груза, пишет в Al Monitor турецкий журналист Фехим Тастекин.

Ставка налога в пункте пограничного перехода Хабур формально составляет 5%, но курды иногда доводят ее до 30%. Далее при движении внутри страны необходимо оплатить дополнительный налог в 15-20%. Кроме того, водителям грузовиков приходится давать взятки на каждом КПП для беспрепятственного проезда.

В 2017 г. иракское правительство гордо объявило о сборе таможенные пошлин на сумму $1 млрд, хотя турецкие экспортеры заплатили на различных постах более $1,8 млрд.

Согласно официальным турецким источникам иракские власти отказали в просьбе Турции закрыть КПП в Сафре, мотивируя это тем, что РПК не выплачивает Багдаду долю от налоговых сборов.

Три новых контрольно-пропускных пункта ставят под сомнение план Анкары открыть второй пункт перехода границы в Овакое (недалеко от пересечения границ Сирии, Ирака и Турции).

Следует отметить, что между Ираном и Ираком существует шесть переходов, в то время как на турецкой границе всего один, и тот находится в руках курдов. Анкара рассматривает переход в Овакое как единственно возможный способ ликвидировать зависимость от контролируемого РПК перехода Хабур и положить конец внутреннему таможенному хаосу в Ираке.

Однако пока неясно, хочет ли Багдад, чтобы переход в Овакое стал началом маршрута между Овакое, Тель-Афаром и Мосулом, где хозяйничают вооруженные курдские формирования (пешмерга). Невозможно открыть новый пункт пересечения границы, до тех пор пока центральное правительство не установит контроль на границе и вдоль маршрута, заявляют иракские чиновники.

Курды выступают против открытия пограничного перехода в Овакое, так как это уменьшит их доходы. Все выглядит так, что в этом вопросе Багдад не хочет угодить Анкаре в ущерб своим отношениям с курдами.

Новый маршрут имеет важное значение для безопасности Турции и ее региональной политики. Как только он окажется под контролем Турции, объявленные вне закона курдские боевики не смогут свободно перемещаться между Ираком и Сирией.

Соединенные Штаты, которые используют те же маршруты для операций в Сирии, также выступают против появления пограничного перехода в Овакое. Иран, активно расширяющий торговлю с южными иракскими провинциями и с Курдистаном, также пытается найти способы сократить турецкий импорт в Ирак. Пока неясно, захочет ли новое иракское правительство откликнуться на требования Анкары.