ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Богатство и благотворительность: 7 знаменитых российских меценатов прошлого

      Москва, 29 октября - "Вести.Экономика". Многие богатые люди занимаются не только инвестициями и умножением своего состояния, но также отдают часть своего состояния на благотворительность.

      Богатые люди не только жертвуют деньги на борьбу с голодом или на повышение качества обучения бедных слоев населения.

      Очень часто богатые люди являются горячими поклонниками искусства. Они коллекционируют редкие произведения искусства, финансируют театры и балеты или художественные выставки.

      Таких людей называют меценатами.

      Меценат – человек, который на безвозмездной основе помогает развитию науки и искусства, оказывает им материальную помощь из личных средств.

      Нарицательное название "меценат" происходит от имени римлянина Гая Цильния Мецената, который был покровителем искусств при императоре Октавиане Августе.

      В нашей стране меценатство переживало как периоды подъема, так и периоды упадка.

      Однако история сохранила имена многих замечательных людей, благодаря которым было сделано много полезного как для искусства и культуры, так и для общества.

      Меценаты основывали заводы, строили железные дороги, открывали школы, больницы, приюты.

      Ниже мы расскажем о самых известных российских меценатах

      Павел Третьяков (1832–1898)

      Павел Михайлович Третьяков — российский предприниматель, меценат, коллекционер произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. Почетный гражданин Москвы.

      В 1850-х гг. Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу.

      Считается, что первые картины он приобрел в 1856 г., — это были работы "Искушение" Н. Г. Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853) В. Г. Худякова.

      Затем коллекция пополнилась картинами И. П. Трутнева, А. К. Саврасова, К. А. Трутовского, Ф. А. Бруни, Л. Ф. Лагорио и других мастеров. Уже в 1860 г. меценат составил завещание, в котором говорилось: "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие".

      В 1874 г. Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 г. была открыта для всеобщего посещения.

      31 августа 1892 г. Павел Михайлович написал заявление в Московскую городскую думу о своем решении передать всю свою коллекцию и собрание покойного брата Сергея Михайловича вместе со зданием галереи городу.

      Год спустя это заведение получило название "Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых". Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание почетного гражданина Москвы.

      Савва Мамонтов (1841–1918)

      Савва Иванович Мамонтов — русский предприниматель и меценат. Представитель купеческой династии Мамонтовых.

      Савва Мамонтов вошел в историю русского искусства как меценат и покровитель художников и артистов.

      В Абрамцевском художественном кружке, созданном в принадлежавшем Мамонтову подмосковном имении Абрамцево, сумели раскрыть себя такие живописцы, как Валентин Серов, Константин Коровин, Виктор Васнецов и другие.

      Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. При его активной поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с исполнительским мастерством Федора Шаляпина, который был солистом этого театра во второй половине 1890-х гг.

      С 1899 г. Мамонтов совместно с княгиней Марией Тенишевой финансировал журнал "Мир искусства".

      В конце 1900 г. Мамонтов поселился в доме неподалеку от Бутырской тюрьмы, при гончарной мастерской, перевезенной из Абрамцева.

      Весной 1902 г. особняк на Садовой-Спасской улице, стоявший опечатанным после ареста предпринимателя, был выставлен на торги вместе с художественной коллекцией хозяина.

      Некоторые произведения попали в Третьяковскую галерею, другие были приобретены Русским музеем. Значительную часть собственного архива Мамонтов завещал создателю театрального музея Алексею Бахрушину.

      Савва Морозов (1862–1905)

      Савва Тимофеевич Морозов — русский предприниматель, меценат и благотворитель, мануфактур-советник.

      Он оказал большую помощь Московскому художественному театру: в 1898 г. вошел в состав Товарищества для учреждения в Москве Общедоступного театра, регулярно вносил пожертвования на строительство и развитие МХТ, заведовал его финансовой частью (1901—1904), был инициатором и председателем правления паевого товарищества по эксплуатации МХТ (1901) и строительства нового театрального здания в Камергерском переулке.

      Морозов был связан также с революционным движением. Финансировал издание социал-демократической газеты "Искра", на его средства учреждены первые большевистские легальные газеты "Новая жизнь" и "Борьба".

      Морозов нелегально провозил на свою фабрику запрещенную литературу и типографские шрифты, в 1905 г. прятал от полиции одного из лидеров большевиков - Н. Э. Баумана. Дружил с Максимом Горьким, был близко знаком с Леонидом Борисовичем Красиным.

      Алексей Бахрушин (1865–1929)

      Фото:Культура.РФ

      Бахрушин Алексей Александрович — русский купец, потомственный почетный гражданин, мануфактур-советник, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

      Коллекционировать он начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина.

      "Коллекционерские интересы лиц, бывавших у Алексея Петровича, передались и ему: он захотел обязательно собирать, что, почему, как — безразлично, но собирать — изучать и создать себе серьезный интерес в жизни", — писал позднее его сын Юрий Алексеевич Бахрушин.

      Первоначально Алексей Александрович собирал "восточные редкости" и реликвии эпохи Наполеона.

      Однажды в компании молодежи двоюродный брат Алексея Александровича С. В. Куприянов хвастался собранными им разного рода театральными реликвиями — афишами, фотографиями, сувенирами, купленными у антикваров. Этот случай привел Алексея Бахрушина к главному делу его собирательской деятельности.

      30 мая 1894 г. владелец впервые показал свое театральное собрание ближайшим друзьям, а 29 октября того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея.

      В поисках экспонатов Алексей Александрович Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы.

      Бывая за границей, Алексей Александрович непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды предпринимал специальные поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра.

      Из-за границы он привез личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, многие редчайшие музыкальные инструменты.

      Свой музей Алексей Александрович Бахрушин называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись три раздела — литературный, драматический и музыкальный.

      Мария Тенишева (1858–1928)

      Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева — русская дворянка, общественная деятельница, художница-эмальер, педагог, меценатка и коллекционер.

      Основательница художественной студии в Петербурге, Рисовальной школы и Музея русской старины в Смоленске, ремесленного училища в Бежице, а также художественно-промышленных мастерских в собственном имении Талашкино.

      Истинной страстью М. К. Тенишевой была русская старина. Собранная ею коллекция предметов русской старины была выставлена в Париже и произвела неизгладимое впечатление.

      Именно эта коллекция стала основой музея "Русская старина" в Смоленске (ныне в собрании Смоленского музея изобразительных и прикладных искусств им. С. Т. Конёнкова).

      В 1911 г. Тенишева передала в дар Смоленску первый в России музей этнографии и русского декоративно-прикладного искусства "Русская старина". Тогда же удостоена звания почетной гражданки города Смоленска.

      Тенишева собирала акварели и была знакома с художниками Васнецовым, Врубелем, Рерихом, Малютиным, Бенуа, скульптором Трубецким и многими другими деятелями искусства.

      Ею была организована студия для подготовки молодых людей к высшему художественному образованию в Петербурге (1894—1904), где преподавал Репин. Параллельно была открыта начальная рисовальная школа в Смоленске (1896—1899 гг.).

      Во время пребывания в Париже Тенишева училась в Академии Жюлиана, серьезно занималась живописью, коллекционированием. Коллекция акварелей русских мастеров была передана Тенишевой в дар Государственному Русскому музею.

      Мария Клавдиевна субсидировала (совместно с С. И. Мамонтовым) издание журнала "Мир искусства", материально поддерживала творческую деятельность А. Н. Бенуа, С. П. Дягилева и других выдающихся фигур Серебряного века.

      Дмитрий Голицын (1721—1793)

      Князь Дмитрий Михайлович Голицын — русский дипломат, на протяжении 32 лет представлявший интересы Екатерины II при дворе Габсбургов в Вене. Учредитель московской Голицынской больницы, названной его именем. Владелец и устроитель имения Галлицинберг.

      Покровительство Марии-Терезии и Иосифа II способствовало установлению широких связей князя с австрийскими любителями искусства, с художниками и антикварами.

      Деятельный интерес к искусствам, широкая благотворительность были отмечены Академией художеств в Венеции (1781) и Академиями рисунка (1766) и художеств в Вене (1791), почетным членом которых был избран Голицын.

      Одним из первых среди русских он увлекся собиранием полотен старых мастеров: Рафаэля, Андреа дель Сарто, Тициана, Корреджо, Пармиджанино, Караваджо, Джулио Романо, Рубенса, ван Дейка и др.

      Зимой 1782 г. на всех концертах в его доме играл Моцарт, который отмечал обходительность князя, предоставлявшего в его распоряжение свой экипаж.

      Так как детей Голицын не имел, по завещанию его душеприказчиками назначались двоюродные братья: Александр Михайлович и Михаил Михайлович Голицыны, которые и должны были исполнить его волю — учредить в Москве больницу.

      На ее строительство и содержание среди прочего он назначил "920 600 рублей и свою картинную галерею со многими домашними вещами".

      Больница, открытая в 1802 г. по прецеденту Куракинской богадельни, основанной дедом Д. М. Голицына, до 1917 г. содержалась на средства князей Голицыных. Ныне это исторический Голицынский корпус 1-й городской клинической больницы.

      Петр Щукин (1857-1912)

      Петр Иванович Щукин — русский коллекционер, создатель Щукинского музея.

      С начала 1890-х гг. его захватило коллекционирование памятников отечественной истории. Щукин приобретал старинные предметы не только на ярмарках в Нижнем Новгороде, Киеве и других городах России, но и у антикваров Европы, о чем свидетельствует его переписка.

      В 1891 г., после смерти отца, он решил переехать в собственный дом и приобрел участок площадью около 1 гектара по Малой Грузинской улице, где планировал разместить свое разросшееся собрание.

      Для проектирования музейного здания он пригласил архитектора Б. В. Фрейденберга. В музей "Российских древностей", постройка которого была начата в мае 1892 г., а окончена в сентябре 1893 г., вошли собранные Щукиным старинные гравюры, предметы персидского и японского искусства, а также русской старины.

      В начале XX века большое распространение получили выставки-продажи предметов из частных коллекций, на которых Щукиным были приобретены как целые собрания — Г. А. Брокара, Г. Д. Филимонова, В. Г. Сапожникова, М. И. Тюлина, А. В. Комарова, — так и отдельные предметы из коллекций кн. В. А. Долгорукова, кн. Л. С. Голицына, А. А. Мартынова, П. О. Карелина, К. С. Мазырина.

      В 1905 г. Щукин подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве. После оформления дарственной, 20 мая 1905 г., коллекция Петра Щукина из более чем 300 тыс. предметов стала называться "Отделение имп. Российского исторического музея им. имп. Александра III — Музей П. И. Щукина".

      За этот дар П. И. Щукин был удостоен звания действительного статского советника. До конца жизни он оставался попечителем своего музея, продолжая содержать его и пополнять коллекции.

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить