Почему США освободили от санкций стратегически важный порт в Иране

13.11.2018 17:48
Москва, 13 ноября - "Вести.Экономика". Порт в Чехбехаре, самом южном городе Ирана, был освобожден госсекретарем США Майком Помпео от санкций, которые он назвал "самыми жесткими из когда-либо введенных", в попытке помочь союзнику США, пишет Asia Times.

Индия развивает порт с 2003 г., стремясь установить связь с Центральной Азией через Иран и Афганистан в обход Пакистана.

Как сообщали "Вести.Экономика", в августе, после выхода из международной ядерной сделки с Ираном, Вашингтон ввел санкции, касающиеся иранского автомобильного сектора, торговли золотом и другими ключевыми металлами.

На прошлой неделе США ввели новые санкции против Ирана в попытке оказать давление на Исламскую Республику. Объектами санкций стали в первую очередь нефтяной сектор ближневосточной страны, а также банковская отрасль, судостроение и морские перевозки.

Тем не менее осторожное проявление Китаем интереса в развитии Чехбехара может быть реальной причиной, по которой США пришлось освободить порт от санкций. Участие Китая вызвало бы глубокую тревогу у его региональных конкурентов.

Для Ирана развитие порта могло бы, помимо экономических выгод, обеспечить стратегические рычаги воздействия, дав ему роль в конкуренции между Китаем и его конкурентами в Южной и Центральной Азии. Путь к стратегическим устремлениям по крайней мере одного крупного игрока – Индии – в этом случае проходил бы через иранскую территорию.

Порт также обеспечивает Ирану альтернативную прибрежную инфраструктуру. В настоящее время он полагается в основном на хабы в Персидском заливе, что может поставить его под угрозу быть отрезанным от моря в случае военного вторжения противника, как во время Ирано-иракской войны.

Учитывая важность порта для Ирана, после 15 лет ожидания его развития Индией, страна может обратиться к Китаю. Та активность, которую китайцы проявили в строительстве Китайско-пакистанского экономического коридора, южного участка китайской инициативы "Один пояс - один путь", соединяющего юго-западную часть КНР с пакистанским портом Гвадар, явно отсутствовала в случае Индии в Чехбехаре.

В случае если Китай заменит Индию в качестве основного действующего лица в развитии Чехбехара, два важнейших торговых порта в 80 км друг от друга в стратегически важном регионе окажутся под контролем Пекина.

В результате Китай получит большое влияние в районе Аравийского моря и Индийского океана всего в 640 км от Ормузского пролива, через который ежедневно проходит большая часть мировой нефти, что может служить поводом для серьезных опасений американских стратегов.