ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Аэромобильность в пределах 20 тонн: перспективы развития мирового рынка военно-транспортных самолетов

      Москва, 17 ноября - "Вести.Экономика". Обеспечение необходимой мобильности наземных войск зависит прежде всего от наличия в боевом составе военно-воздушных сил (ВВС) оптимального количества военно-транспортных самолетов (ВТС) среднего и тяжелого классов. По оценкам экспертов, до 72% перевозок осуществляется с полезной нагрузкой не менее 20 т. Подробности - в материале журнала "Горизонты".

      С-130 Hercules в полете. Фото: Pixabay

      Производители военно-транспортных самолетов и авиационные эксперты до сих пор не пришли к единому подходу к их классификации по критериям грузоподъемности и дальности полета. Тем не менее наиболее часто применяемая классификация ВТС по критериям грузоподъемности и дальности полета предполагает разделение на четыре класса: легкие с массой полезной нагрузки до 10 т, среднего класса грузоподъемностью 10–40 т, тяжелые грузоподъемностью более 40 т и стратегические ВТС.

      По данной классификации, к средним военно-транспортным самолетам следует отнести старые разработки типа С-130 Hercules, находящегося в серийном производстве более 60 лет, американской компании Lockheed Martin, а также Ан-12 и его китайские аналоги типа Y-8, последние модификации которого также находятся в текущем производстве. Новыми разработками в данном классе грузоподъемности являются западноевропейский А-400М и бразильский КС-390.

      С-130 Hercules

      Это самый распространенный в мире ВТС с турбовинтовым двигателем (ТВД). Всего за период серийного производства произведено более 2 400 самолетов С-130 различных модификаций, которые поставлены в более чем 60 стран мира. Работы по его проектированию начались компанией Lockheed в 1951 г. Первый полет опытного самолета YC-130 состоялся в августе 1954 г., а в октябре 1956 г. серийный С-130А начал поступать на вооружение ВВС США. Одной из наиболее распространенных модификаций исходного варианта С-130А является С-130Н, серийное производство которого осуществлялось более 30 лет – с 1964 по 1996 гг.

      Конструкция С-130 оказалась очень удачной и не исчерпала все возможности для дальнейшей модернизации даже через 60 лет после первого полета самолета. В 1991 г. началась разработка наиболее совершенной модификации С-130 Super Hercules. Были использованы новейшие достижения в области самолетостроения: значительно увеличена в конструкции самолета доля композитных материалов, усилен планер, в комплект бортового пилотажно-навигационного оборудования включена современная цифровая авионика. Большое внимание уделено вопросам боевой живучести, предусмотрена бронезащита наиболее уязвимых узлов. Оснащение более экономичными и мощными ТВД АЕ 2100D-3 с шестилопастными саблевидными воздушными винтами, выполненными из композитных материалов, позволило увеличить максимальную крейсерскую скорость до 645 км/час, а также значительно улучшить характеристики скороподъемности и дальности полета.

      C‑130 J Hercules из 146-го транспортного крыла ВВС США готовится к взлету с авиабазы на севере Иордании в ходе совместных военных учений Eager Lion - 2014. Фото - USAirForce

      Первыми контракт на поставку 25 самолетов С-130J-30 (с удлиненным по сравнению с С-130J фюзеляжем) в декабре 1994 года заключили ВВС Великобритании. Поставки осуществлялись с 1998 года. Более 400 С-130J различных модификаций поставлены в 18 стран мира. Общий налет парка самолетов в 2018 году превысил 1,7 млн ч. Основными вариантами являются: КС-130J – самолет-заправщик, AC-130J Ghostrider – самолет непосредственной авиационной поддержки, HC-130J – поисково-спасательный самолет, EC-130J Commando Solo – самолет психологических операций и WC-130J – самолет-разведчик погоды.

      Вариант C-130J-SOF (Special Operations Forces), предназначенный для сил специального назначения, был продемонстрирован на авиасалоне Paris Air Show в 2017 г. В 2017 г. заказчикам поставлено 26 самолетов C-130J, в 2016 г. – 24. Производственные возможности – до 30 самолетов в год. Портфель заказов – более 90 самолетов, в том числе для ВВС, Корпуса морской пехоты и Береговой охраны США, а также ВВС Франции и Германии. В настоящее время всего более 1 500 самолетов С-130 различных модификаций находятся в эксплуатации в 65 странах мира, в том числе 520 находятся на вооружении ВВС США. Анализ заключенных контрактов, опционов к ним, а также перспектив поставок С-130J на внутренний и внешний рынок позволяет сделать вывод, что компания Lockheed Martin с большой долей вероятности сохранит лидирующее положение на мировом рынке ВТС среднего класса в последующее десятилетие.

      А-400М Atlas

      Турбовинтовой ВТС разработки и производства европейского консорциума Airbus Military предназначен прежде всего для замены устаревающего парка самолетов С-130 и С-160 в ВВС европейских стран НАТО. Соглашение по созданию единого европейского ВТС было подписано ведущими европейскими авиастроительными компаниями Aérospatiale (Франция), British Aerospace (Великобритания) и Messerschmitt-Bölkow-Blohm (Германия) в 1982 г., но из-за разногласий между компаниями и странами-участницами проекта его реализация была отложена.

      В 1993 г. европейские страны НАТО – Франция, Великобритания, Германия, Бельгия, Португалия, Турция, Италия и Испания – рассмотрели эскизный проект самолета FLA (Future Large Aircraft). Одним из кандидатов на роль европейского ВТС рассматривался российско-украинский Ан-70. Окончательное решение – явно не по тактико-техническим характеристикам самолетов участников тендера и финансово-экономическим соображениям, а по политическим мотивам – было принято в мае 2003 года в пользу проекта Airbus А-400М. Программа А-400М, как и в случае с программами разработки и производства истребителей Tornado и Eurofighter, прежде всего преследует цель поддержать авиационную промышленность Западной Европы и избежать диктата на мировом рынке американских производителей.

      Самолет A400M Atlas британских королевских ВВС совершает испытательную посадку на песчаный пляж в Южном Уэльсе. Фото: Royal Air Force

      По-видимому, из этих же соображений, несмотря на более выгодные в финансовом отношении варианты оснащения самолета имеющимися в наличии серийными двигателями компании Pratt & Whitney PW-800, для А-400М был разработан и запущен в серийное производство ТВД европейского консорциума ЕРI (EuroProp International) ТР-400D6. В состав консорциума вошли ведущие европейские фирмы – производители авиадвигателей: французская Snecma, западногерманская МТU, испанская ITP и Rolls-Royce. Разработка двигателя ТР-400D6 являлась одним из ключевых моментов программы А-400М, так как европейские производители не имели достаточного опыта в разработке ТВД такого класса. Практическая реализация проекта по созданию A-400M началась в 2003 г., когда Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург подписали совместное соглашение о закупке в то время у компании EADS 212 самолетов. Италия впоследствии вышла из проекта. В 2005 г. к программе присоединилась Малайзия.

      Всего для стран-участников проекта планировалось выпустить 180 самолетов, в том числе для Германии – 60, Франции – 50, Испании – 27, Великобритании – 25, Турции – 10, Бельгии – 7 и Люксембурга – 1. Сборка первого самолета на заводе в Севилье (Испания) началась в 2007 г. Реализация программы осуществлялась с некоторым отставанием от первоначального графика. Так, первый полет А-400М вместо запланированного срока в начале 2008 г. состоялся 11 декабря 2009 г. Основной причиной задержки стала необходимость доработки двигателей.

      Первый самолет A-400M был поставлен ВВС Франции в 2013 г. Эксплуатация A-400M сопровождается рядом проблем. 9 мая 2015 г. произошла авария на взлете из-за отказа трех из четырех двигателей по причине неисправности системы управления. Четыре члена экипажа погибли, двое выжили. Отмечается низкая надежность редуктора винта, требующая инспекции их состояния каждые 20 летных часов. Имеющиеся проблемы не позволяют развернуть полномасштабное серийное производство и обеспечить поставку в запланированные сроки. Общая стоимость разработки, изначально составляющая порядка 20 млрд евро, из-за растущих затрат на доводку самолета превысила отметку 30 млрд евро.

      С начала поставок A-400M в 2013 г. максимальное производство 19 самолетов в год достигнуто в 2017 г. Далее спланировано снижение темпа производства до 15 самолетов в 2018 г., 11 – в 2019 г. и 8 – в 2020 г. Ранее Airbus планировала выйти на уровень производства до 30 машин в год. По состоянию на 1 июня 2018 г. портфель заказов составляет 174 самолета, поставлено 63, в том числе Великобритании и Германии – по 19, Франции – 14, Бельгии – 7, Турции – 5, Малайзии – 4 и Испании – 2 самолета. Стоимость A-400M в зависимости от комплектации бортового оборудования составляет от 120 до 140 млн евро.

      A-400M в полете. Фото: Pixabay

      А-400М может дозаправляться топливом в воздухе от самолетов-заправщиков и сам выполнять функции самолета-заправщика. Самолет оснащен тремя узлами дозаправки типа "шланг-конус": двумя подкрыльевыми производительностью 1 200 л/мин и одним фюзеляжным с 1 800 л/мин. Общий экспортный потенциал самолета экспертами проекта А-400М оценивается в 200 единиц. В качестве потенциальных покупателей А-400М компания Airbus называет Индонезию, Австралию, Канаду, Норвегию, Швецию и некоторые страны АТР. В то же время до 2030 г. поставки самолетов будут осуществляться в первую очередь странам-участникам программы, и А-400М не окажет серьезной конкуренции основным мировым производителям на рынке ВТС среднего класса в ближайшее десятилетие.

      Y-9

      Программа разработки ВТС среднего класса грузоподъемности Y-9, являющегося глубокой модернизацией Y-8, в свою очередь созданного на базе советского Ан-12, была запущена китайской компанией Shaanxi Aircraft Company (входит в состав Aviation Industry Corporation of China) в 2001 г. Первый полет Y-8 – китайского варианта Ан-12 – состоялся в 1974 г., серийное производство началось в 1981 г. и продолжается до настоящего времени. Всего выпущено порядка 200 самолетов различных модификаций, в том числе дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО), радиоэлектронной борьбы (РЭБ), радиоэлектронной разведки, противолодочные и самолеты непосредственной авиационной поддержки.

      Y-8 поставлены на экспорт в Мьянму, Пакистан, Шри-Ланку, Судан, Танзанию и Венесуэлу. Одна из последних модификаций Y-8F-200, имеющая удлиненный фюзеляж, увеличенную полезную нагрузку и дальность полета, стала основой для создания Y-9 (первоначальное обозначение программы Y-8X). Первый полет Y-9 состоялся в ноябре 2010 г., поставки в ВВС Народной освободительной армии Китая (НОАК) начались в 2012 г., на вооружение принят в 2015 г. В прессе были сообщения о первой поставке в Мьянму экспортного варианта Y-9E. В числе потенциальных покупателей рассматривается Таиланд.

      Китайские парашютисты грузятся на борт Y‑8. Фото: Yin Wenbo

      На базе Y-9 разработаны комплексы специальной авиации: Y-9JB – РЭБ и радиоэлектронной разведки, KJ-500 – ДРЛО, Y-9XZ – самолет психологических операций и Y-9G – РЭБ. Самолет оснащен четырьмя ТВД WJ-6C мощностью 5 100 л. с. с шестилопастными воздушными винтами из композитных материалов. Y-9 оборудован "стеклянной" кабиной с шестью многофункциональными цифровыми индикаторами и современными системами, в том числе системой предупреждения столкновения с землей, инфракрасной и телевизионной системами переднего обзора, расположенными в носовой части фюзеляжа. Максимальная полезная нагрузка Y-9 увеличена с 20 до 25 т по сравнению с предыдущей модификацией. Планируется, что Y-9 заменит в НОАК устаревающий парк Y-8 и составит конкуренцию на внешнем рынке С-130 Super Hercules.

      КС-390

      Исследования возможностей по разработке турбореактивного тактического транспортного самолета начались компанией Embraer в 2006 г. При его создании были использованы технологии и разработки, которые применялись при производстве пассажирских самолетов серии E-Jet. Контракт на разработку и изготовление двух прототипов самолета, получившего обозначение С-390, стоимостью $1,5 млрд был подписан с ВВС Бразилии 14 апреля 2009 г. ВВС Бразилии полностью финансируют программу разработки С-390 и будут иметь исключительные права на интеллектуальную собственность и получать роялти от продаж самолета за рубеж.

      В дальнейшем первоначальное название С-390 было заменено на КС-390, что отражало расширение возможностей самолета в части дозаправки в воздухе. Стартовый заказчик – ВВС Бразилии (28 самолетов). Соглашения о намерениях подписаны на 32 самолета: Аргентина (6), Чили (6), Колумбия (12), Чехия (2) и Португалия (6). Все пять стран будут вовлечены в производство комплектующих изделий: португальская EEA будет производить вертикальный стабилизатор, обшивку крыла и композитный горизонтальный руль высоты, чешская Aero Vodochody – хвостовую часть фюзеляжа. В 2010 г. к индустриальному партнерству подключились Аргентина и Колумбия, а также чилийская ENAER.

      Выкатка первого прототипа тактического транспортного самолета Embraer KC‑390 (21 октября 2014). Фото: Embraer

      В декабре 2011 г. Embraer заключила контракты на производство комплектующих с португальскими компаниями EEA и OGMA. Выкатка самолета состоялась 21 октября 2014 г. Первоначальные планы предусматривали первый полет самолета в конце 2014 г. и начало поставки 28 самолетов ВВС Бразилии с 2016 г. Фактически первый полет прототипа состоялся 3 февраля 2015 г., второй – 26 октября того же года. Второй опытный самолет первый полет выполнил 28 апреля 2016 г. Программа летных испытаний включает 2 тыс. часов налета. В наземных статических испытаниях задействованы два самолета. В перспективе планируется разработка гражданского грузового варианта C-390F. КС-390 стал самым крупным самолетом, производимым компанией Embraer.

      В июле 2015 г. компания Embraer объявила о заключении соглашения с ВВС Бразилии о продлении срока разработки КС-390 на один год и переносе сроков поставки и начала эксплуатации самолета на 2018 г. В декабре 2017 г. заявлено о достижении КС-390 начальной оперативной готовности. Достижение полной оперативной готовности и поставка первых серийных самолетов ВВС Бразилии запланированы на вторую половину 2018 г. При общей оценке рынка ВТС среднего класса грузоподъемности в 650–700 самолетов Embraer планирует занять до 15–20% рынка.

      Заключение

      В настоящее время эксперты отмечают некоторое перераспределение потребностей сектора ВТС в части, касающейся увеличения производства легких и снижение производства тяжелых военно-транспортных самолетов. Прогнозируется также некоторое увеличение спроса на самолеты специального назначения, создаваемые, как правило, на базе ВТС: самолеты-заправщики, авиационные комплексы радиолокационного наблюдения и наведения, авиационные комплексы наблюдения за полем боя и морские патрульные самолеты.

      Существующий парк военно-транспортных самолетов среднего класса типа Ан-12, С-160, а также до 60–70% С-130 ранних серий полностью выработают свой ресурс и должны быть выведены из боевого состава большинства ВВС до 2025–2030 гг. Для их замены, по оценкам экспертов, потребуется порядка 650–700 военно-транспортных самолетов среднего класса, в том числе 300–350 самолетов для поставок на экспорт в ВВС стран, не имеющих их собственного производства.

      С-130 J Super Hercules. Фото: Pixabay

      Лидирующее положение на рынке экспортных поставок ВТС среднего класса, по мнению экспертов, сохранит С-130J компании Lockheed Martin. Китайский Y-9, обладая конкурентными преимуществами в ценовых показателях, составит достойную конкуренцию С-130J в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки и Ближнего Востока. А-400М не окажет серьезной конкуренции основным мировым производителям на рынке военно-транспортных самолетов среднего класса в ближайшее десятилетие ввиду приоритетности поставок прежде всего участникам программы разработки данного самолета. КС-390 – единственный турбореактивный самолет из указанных выше турбовинтовых ВТС среднего класса грузоподъемности – еще будет должен доказать свои конкурентные преимущества, прежде чем выйти на экспортные поставки вне стран-участников программы разработки. Перспективы продвижения на международный рынок украинского ВТС Ан-178 во многом будут зависеть от успеха создания и продвижения на рынок легкого ВТС Ан-132 в совместном проекте с Саудовской Аравией.

      Россия ведет свои разработки военно-транспортного самолета среднего класса. До конца этого года научно-технический совет "Объединенной авиастроительной корпорации" (ОАК) завершит рассмотрение проектов по созданию отечественного среднего ВТС для Минобороны России.

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить