Судостроение через 20 лет: что нас ждет?

16.11.2018 23:30
Москва, 16 ноября - "Вести.Экономика". Слухи о преждевременной кончине отечественного судостроения сильно преувеличены.

Именно с этой известной всем цитаты Марка Твена начал свое выступление на VIII Форуме VESTIFINANCE, состоявшемся 31 октября 2018 г., президент АО "ОСК" Алексей Рахманов.

Попытка заглянуть в будущее и ответить на вопрос: "Что ждет российское судостроение через двадцать лет?" должна начинаться с анализа прошлого. А совсем недалекое прошлое нашей страны – это дикие 90-е годы. Когда стояли заводы, не было не то что денег, а даже еды. И судостроение – и военное, и гражданское – не стало исключением. Но выжило и продолжает работать на благо страны. А в последние годы может даже и гордиться определенными успехами.

На сегодняшний день в состав Акционерного общества "Объединенная судостроительная корпорация" входит 41 дочернее предприятие (18 из них крупнейшие предприятия, которые у всех на слуху: проектные бюро, основные верфи). Приблизительно 80% объемов выручки всего отечественного судостроения генерирует ОСК. В корпорации работают 87 тыс. человек.

Ключевая задача, поставленная перед "Объединенной судостроительной корпорацией", созданной в 2007 г. указом президента РФ, – выполнение гособоронзаказа и государственной программы вооружений.

При всем при этом для успешного функционирования и существования корпорация не имеет права концентрироваться только на военном судостроении, по причине того, что военное кораблестроение имеет очень долгую цикличность по времени. Приблизительно 15 лет. Эта цикличность ведет к провалам в производстве. Таким образом, достижение паритета в выручке между военным и гражданским судостроением является условием нормального существования корпорации.

Глобальные тренды в морской деятельности

Около 80% всех перевозок в глобальной торговле сегодня осуществляется водным путем. Главная причина, почему так происходит, – это цена. Современный корейский корабль-контейнеровоз может перевезти в себе одновременно до 10 тыс. контейнеров. Для нас это один из ключевых вызовов.

При этом необходимо отдавать себе отчет, что нынешнее разделение труда и те задачи, что ставит перед ОСК государство, неизбежно толкают в необходимость развития и гражданского флота.

К примеру: зарплата китайских рабочих растет таким образом, что они позволяют себе путешествовать, тем самым стимулируя развитие одного из самых элитных видов отдых – морских круизов. На сегодняшний день спрос на круизный лайнер вырос настолько, что практически все построечные места компании, которая имеет опыт в строительстве круизных судов, заняты либо законтрактованы на следующие пять-восемь лет вперед.

Но при этом строительство в Китае начинает терять свою конкурентоспособность, и сейчас происходит смена лидера в этом сегменте, как в эстафете. Дальнейшее увеличение доли морских перевозок останется одним из основных трендов. Для этого есть все причины.

Увеличение автоматизации и снижение количества персонала – следующий тренд. В стоимости перевозки одной тонны груза либо одного контейнера приблизительно 44% занимает стоимость труда: капитаны, матросы, жизнеобеспечение экипажа и самого судна.

Водный транспорт и дальше будет оставаться одним из ключевых видов транспорта для перевозки определенных видов грузов. По экономическим и даже по политическим причинам.

Если принять за единицу относительные затраты на тонно-километр перевозки грузов водного транспорта, мы видим, что железнодорожный транспорт дороже в 1,6 раза, а автомобильный - чуть более чем в 20 раз.

А если переложить эту идеологию на выбросы вредных веществ, то мы увидим еще более существенную разницу. А этот фактор в современных реалиях становится уже политическим.

Внутренние водные пути

Необходимо констатировать, что внутренние водные пути России недоиспользованы по сравнению с тем, как это было в советские годы.

К примеру, основная водная артерия РФ, протяженностью 6,5 тыс. км – река Волга и система каналов. Она соединяет южные и северные моря. Эта артерия вкупе с развитием Каспийского моря дает уникальные решения по доставке грузов из сложнейших логистических точек, к которым можно отнести индийский порт Мумбай.

Добыча полезных ископаемых

На предприятиях корпорации ОСК произведена крупнейшая добычная гравитационная платформа "Приразломная", на которой сейчас "Газпром" добывает арктическую нефть. Так же была произведена система самоподъемных буровых установок, которые работают на Каспии, в Туркменистане и на Черном море. А в 2017 г. на месторождении Филановского запущена гравитационная платформа, благодаря которой это месторождение имеет официальную классификацию нулевых выбросов. Т. е. это экологически чистые решения.

По мнению Рахманова, рост добычи и спроса на природный газ, в том числе и на сжиженный, будет сильно менять спрос на бункеровщики, газовозы, обустройство месторождений, пункты хранения и дальнейшую дистрибуцию. И даже на территории РФ есть интересный спрос на сжиженный природный газ, а соответственно и на инфраструктуру и логистику.

Мировой океан

61% мирового ВВП производится в пределах ста километров от побережья. Все свободные экономические зоны Китая в основе своей родились в прибрежных территориях. По прогнозам к 2030 г. вылов рыбы и аквакультуры будет удваиваться, и аквакультура будет обеспечивать до 12% населения планеты работой и едой. При этом самое большое количество биомассы на планете – это ракообразные во всех их проявлениях.



В этом контексте строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северной полюс", которая, по своей сути, будет самодостаточной и всегда находится на плаву, позволяя полярникам находится в одном месте и послать ледоколы для спасения экспедиций, и спущенное уже на воду исследовательское судно "Алмаз" дадут России основу для дальнейшего исследования Мирового океана.

Технологическое развитие судостроения в следующие 20 лет

Безэкипажность диктует и определяет спрос на интеллектуальную систему управления и технологию навигации и связи. Таким образом, как и в автомобилестроении, коммуникация между судами и портами, автоматизация всех процессов будут главными направлениями развития отрасли.

Использование новых материалов и технологии их обработки – это непрерывный процесс, в который Россия вовлечена уже на протяжении 60 лет. Мало кто умеет делать так, как умеем делать мы: мы уже умеем строить прочные паруса, варить титан толщиной больше 110 мм, сваривать конструкции, которые выдерживают погружение на глубину до 12 км.

А цифровизация – это не что иное, как конкурентоспособность в проектировании и создании кораблей и судов, а также в появлении новых сервисов. Прежде всего роботизация и беспилотные системы, которые абсолютно очевидны, например, в военном кораблестроении ради спасения жизни человека.

Это означает, что если завтра возникнет критическая необходимость создать экологические сухогрузы и танкера, у нас и у всего человечества будет технология, к которой можно обратиться.

Еще один пример технологического развития – первая в мире плавучая атомная электростанция, которая генерирует 150 мегаватт тепла и 75 мегаватт электричества. К середине 2019 г. эта электростанция встанет на постоянную работу в городе Певек, заменяя, по сути, работу Билибинской атомной станции.