ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Объем корпоративных венчурных инвестиций в IT-компании РФ превысит $570 млн.

      Москва, 19 ноября - "Вести.Экономика" Совокупный объем корпоративных венчурных инвестиций и приобретений стартапов в области информационных технологий в России за 2016-2018 гг., по оценкам TAdviser, превысит $570 млн. Лидерами по количеству осуществленных за исследуемый период сделок являются Сбербанк, АФК "Система" и Mail.Ru Group.

      Интерес корпораций к стартапам растет, как и количество сделок между ними. Деятельность госкорпораций и частных холдингов по акселерации и покупке стартапов уже получила поддержку правительства, а в дальнейшем эта поддержка будет подкреплена стимулирующими инструментами.

      За 2016-2018 гг. корпорации инвестировали 120 раз в 107 различных стартапов в области информационных технологий. Общий объем только тех сделок, финансовые условия которых были раскрыты участниками, превысил $393 млн (в эквиваленте во всех валютах).

      По числу объявленных инвестиционных сделок первое место делят компании группы Сбербанка (15 сделок) и АФК "Система" (15 сделок). По объему сделок лидером с большим отрывом является Mail.ru за счет большого числа дорогостоящих приобретений. Крупнейшая сделка Mail.ru, Delivery Club ($100 млн, ноябрь 2016 г.), составляет почти четверть от общего объема сделок за 3 года.

      На основе сложившейся динамики рынка TAdviser построил математическую модель возможной инвестиционной активности IV квартала 2018 г. Согласно этой модели в IV квартале пройдет около 10 сделок, доля прямых инвестиций (сделок первичного рынка) в этом числе составит 40%. Остальной объем корпорации доберут на вторичном рынке. Общий объем инвестиций за IV квартал модель оценивает в $18 млн в эквиваленте (как в рублях, так и в иных валютах).

      С учетом этого моделирования эксперты прогнозируют общий объем корпоративных инвестиций в 2018 г. на уровне $151,3 млн в эквиваленте. Это значительно меньше, чем в 2017 г. ($246,6 млн в эквиваленте), но приближается к уровню 2016 г. ($178,6 млн в эквиваленте). Совокупный объем корпоративных венчурных инвестиций и приобретений стартапов в области информационных технологий за 2016-2018 гг. (включая сделки с объявленными и не объявленными суммами) составит $576 673 348 в эквиваленте.

      Одна или две крупных сделки по приобретению компаний могут увеличить показатели 2018 г. до уровня 2017 г., так как из 9 крупнейших сделок на сумму свыше $10 млн в эквиваленте только одна (покупка Ticketland.ru оператором МТС) прошла в 2018 г.

      "Ключевая проблема в анализе рынка корпоративных инвестиций – нежелание сторон раскрывать финансовые условия сделки (капитализацию стартапа до или после сделки, сумму инвестиций, долю инвестора). Ни один из инвесторов, к которым мы обращались с просьбой предоставить перечень сделок, не удовлетворил нашу просьбу. Только одна из корпоративных групп прокомментировала наш запрос, отослав нас к третьей стороне (сайту crunchbase.com), остальные оставили запрос вообще без ответа. Вследствие этого база сделок была составлена по публичным источникам", - говорится в исследовании.

      Сделки на первичном рынке значительно прозрачнее, чем сделки на вторичном рынке. На первичном рынке раскрыты объемы 76% сделок, на вторичном - только 38%. Причина этого неизвестна, а возможные объяснения не дают указаний на то, какого объема могут быть эти сделки. Если продавцы (среди которых много состоятельных физических лиц) не хотят афишировать доходы, то эти сделки следует считать значительными по размеру. Возможно и прямо обратное: продавцы не хотят привлекать внимание к невыгодным для них условиям сделки. Если компания продается по цене активов, значительно ниже инвестированных сумм или за символическую сумму в дополнение к найму ее команды сотрудников покупателем (acquihire), скрытая сумма сделки не создает у наблюдателей впечатление, что продавец был неудачливым инвестором.

      Так как невозможно понять, скрывает ли нераскрытая сумма сделку выше или ниже среднего, наиболее разумно предположение, что в сумме значительное число этих сделок может оказаться в пределах медианного значения для своего периода: чем их больше в заданном периоде, тем меньше отклонение прогнозного от расчетного. Авторы исследования предполагают, что необъявленные сделки в целом находятся в пределах медианы для своего годового периода также и вследствие того, что в 2016-2018 гг. потрясения на финансовом рынке, влияющие на доступность инвестиционных денег, приходились в основном на осенне-зимний период. Сезонность на корпоративно-инвестиционном рынке минимальна, в том числе от того, что сделки, как правило, готовятся продолжительное время – от 3 до 9 месяцев. Несколько большее число сделок закрываются в I и IV кварталах (24% и 30%) против 21% во II и III кварталах.

      Вместо денежной поддержки стартап может получать доступ к инфраструктуре корпорации, партнерской сети, топ-менджементу и профильным подразделениям, проходить целевую образовательную и практическую подготовку, осуществлять тестовые проекты и так далее. Корпоративные акселераторы ставят своей основной задачей отобрать и подготовить стартапы к коммерческому сотрудничеству с корпорацией в тех же интересах развития бизнеса. Основная заинтересованность стартапа в этих акселерационных схемах состоит в получении в лице корпорации или через посредство корпорации первых или ключевых потребителей его продуктов и услуг.

      Частные группы компаний, такие как "Ланит", "1С" и Softline, не уступают, а где-то и превосходят госкорпорации по своей активности при работе со стартапами. При принятии решений корпорации ориентируются на продуктовые и канальные синергии и заслуги основателей в индустрии (опыт, связи).

      Корпоративный венчурный процесс, как правило, не формализован, а центр принятия решений находится на уровне высшего руководства.

      "Из дальнейших задач наиболее актуальной нам представляется создание методики оценки экономической эффективности корпоративной венчурной деятельности на основе не норм доходности (IRR, ROI etc), а синергии с основным бизнесом компании, а также методы объективной оценки эффективности нефинансовых программ отдельно для корпораций и для стартапов-участников. Недостаток информации и объективности в оценке этих процессов затрудняет их анализ", - сообщается в исследовании.

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить