ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Бензиновый кризис в Мексике: население в шоке, но поддерживает власть

      Москва, 19 января - "Вести.Экономика". Пустые дороги, закрытые бензоколонки, километровые очереди там, где бензин есть или где, возможно, появится. Так проходит реализация плана нового мексиканского президента Андреса Мануэля Лопес Обрадора по борьбе с воровством топлива из трубопроводов. Почему мексиканцы закусили удила, но терпят, рассказывает Татьяна Подойницына.

      Фото: Татьяна Подойницына

      Красного бензина "Премиум" нет вообще. Все заправляют более дешевый - зеленый "Магна", водителям даже дорогих авто уже все равно на характеристики мотора и возможный вред для машин. Обычная картина - люди, толкающие автомобили, чтобы не тратить драгоценное топливо в 4-часовой очереди, или просто потому, что бензин у них закончился.

      Кажется невероятным, но все они поддерживают политику правительства. Большинство мексиканцев стойко воспринимают неудобства, корректно ведут себя в очередях, работают волонтерами в особенно проблемных местах, чтобы поддержать порядок. "Всё это - для общего блага!" Лозунг правительства передают по радио, телевидению, обсуждают между собой. Так что же видят местные жители?

      Убытки

      Чаша терпения переполнена от действий уачиколерос - так на мексиканском сленге называют человека, который ворует и нелегально продает бензин в Мексике. За последние 3 года эти продажи привели правительство к убыткам в 147 млн мексиканских песо.

      Фото: Татьяна Подойницына

      Дыры в трубопроводах проделывали, а затем сливали топливо, в основном члены наркокартелей. Все участки у них поделены. Бандиты договаривались и поставляли ворованный бензин на законные бензоколонки. По цене меньшей, чем "официальная". После продажи выгодно всем: и бандитам, которые получили навар, и управляющим бензоколонками, поскольку они имеют большую прибыль. В 2018 г. на нелегальных рынках бензин стоил 12 песо за литр, а средняя официальная цена - 20 песо за литр ($1).

      Местные обсуждают тот факт, что топливная система была построена так, что на всех бензоколонках только часть бензина официальная. И понятно, какая остальная. По сути, мексиканские потребители регулярно заправлялись ворованным топливом, платя за него полную рыночную стоимость.

      Фото: Татьяна Подойницына

      Новая власть - новая стратегия

      Одна из главных проблем в Мексике – коррупция. В круговой поруке замешаны наркогруппировки, локальная полиция, "Пемекс" (мексиканская государственная нефтегазовая и нефтехимическая компания), члены правительства и обычные чиновники. Андрес Мануэль Лопес Обрадор, вступивший в должность 1 декабря 2018 г., объявил беспощадную борьбу с коррупцией. Поэтому, недолго думая, по распоряжению правительства были закрыты трубы, по которым поставлялся бензин в регионы, где были самые большие утечки.

      Кризис и паника

      Трубы перекрыты - воровать нечего. Но и поставки бензина в центральные регионы страны прекратились. "Пемекс" выделила трейлеры для поставок: это в 14 раз дороже, чем трубопровод, а объем поставок значительно ниже.

      Ввиду почти полного отсутствия общественного транспорта в регионах водители начали спешно закупать бензин. Если в нормальной ситуации заливали полбака, сейчас пытаются залить полный бак плюс принести с собой канистры, чтобы сделать запасы "на черный день". Что, естественно, еще больше усугубило ситуацию. В результате на бензоколонках ввели ограничения на продажу бензина в расчете от 2 до 10 литров на человека. Заливать в канистры официально запрещено.

      Фото: Татьяна Подойницына

      Знакомый работник бензоколонки, отец шести детей, получает в неделю 600 песо (2 тыс. руб.). Этого недостаточно даже на еду. Обычно чаевыми ему перепадает 300-400 песо (1500 руб.) в день. Сегодня заправка была закрыта, и он ничего не заработал. Ушел домой с пустыми руками и знает, что его детям будет нечего есть.

      Потребители терпят

      Километровые очереди не могут не раздражать, страх не приехать на работу или не забрать детей из школы заставляет мексиканцев выстраиваться в очереди у бензоколонок уже в 3 часа утра. Однако гарантий нет: можно простоять 2-3 часа и оказаться в числе последних двадцати машин, кому не досталось топлива.

      Недавно надо было на машине (общественный транспорт, как уже упоминала, практически не развит) забрать детей из школы после уроков. Бензина нет. Такси? Мой телефон разрядился. В панике начинаю объяснять ситуацию работнику ближайшей бензоколонки. Он сжалился и достал из багажника своей машины последнюю заначку - бутылку с бензином. Поколебался, но залил через воронку топливо в бак моего автомобиля. Я не могла остановиться - благодарила и говорила, что он спаситель мой и моих детей.

      На штаты Халиско, Идальго, Керетаро и Мехико приходится более 60% украденного из трубопровода бензина. Именно здесь перекрыты все трубы. Географически это столица, центр страны и побережье Тихого океана. Улицы полупустые: там, где обычно получасовые пробки, можно доехать теперь за 3 минуты. Все стараются экономить топливо. Многие представители малого бизнеса приостановили свою активность. Весь потребительский сектор несет большие потери. В новостях передали, что в некоторых штатах начались перебои с продуктами, но у нас в городе Агуаскальентес, столице одноименного штата, нехватка продовольствия пока не ощущается.

      Новый президент проявил последовательность и решительность, выполняя свои обещания по борьбе с коррупцией и… остановил экономику 11 штатов Мексики. Из-за топливного кризиса в стране бизнесмены на данный момент говорят об экономических потерях в районе 500 млн мексиканских песо. Но важно понять настрой местного населения - бунта не будет. Большинство местных жителей выступают за нового президента и его политику. Они устали от коррупции и готовы платить даже собственными удобствами за надежду на светлое будущее! К слову, новый глава страны решил продать президентский самолет и отдать деньги бедным. К сожалению, его самолет пока никто не купил.

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить