ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Бойкот "Гурвинека": сколько потерял рынок

      Москва, 11 марта - "Вести.Экономика". Российские киносети все же не пощадили российский мультфильм "Гурвинек. Волшебная игра". Бойкот стал реакцией Ассоциации владельцев кинотеатров и киносетей на решение Минкульта дать отечественному продукту "окно" и перенести релиз бельгийского мультфильма "Королевский корги", который заявлялся на ту же дату вторым.

      Бойкот состоялся, обрушив сборы отечественного анимационного фильма до 15,4 млн руб. в первый прокатный уикенд. Без бойкота мультик мог собрать от 120 млн до 150 млн руб. на старте и от 250 млн до 300 млн по итогу, поскольку на площадки и сети, отказавшиеся показывать "Гурвинека", приходится фактически 90% рынка коммерческих кинотеатров страны. Об этом в комментарии агентству RNS 5 марта заявил сам председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин.

      Случай для нашей киноиндустрии беспрецедентный. История эта, безусловно, наносит удар по всем — и по сетям, и по анимационной индустрии, и по всей киноотрасли страны. Продюсеры "Гурвинека" рассчитывали на приоритет, опираясь на законодательство и устоявшуюся практику: они первыми заявились на дату 7 марта, уже имея на руках прокатное удостоверение, в то время как второй претендент на дату подал документы лишь в феврале, в переговоры не вступал и в результате получил отказ от Минкульта в последний момент, когда кинотеатры уже сверстали расписание.

      Впрочем, гнев кинотеатров вызван не только тем, что они узнали обо всем последними. Вызван он и изначально скромной оценкой кассовых возможностей — как российской анимации в целом, так и "Гурвинека", в частности.

      Сколько же мог собрать "Гурвинек" исходя из первых данных о его кассовых сборах, если сравнивать их с первоначальными прогнозами экспертов? И как в условиях жесточайшего бойкота он весь уикенд продержался в первой десятке кассовых хитов проката, выбираясь в "семейные" утренние и дневные часы в первую пятерку лидеров?

      Еще раз вернемся к цифре в 90% доли рынка кинотеатров-участников бойкота "Гурвинека": это сотни кинотеатров самой ассоциации, включая крупнейшую в стране сеть "Синема Парк" и "Формула кино", а также сети "Каро", "Киномакс", "Синема Стар" и целый ряд региональных сетей и независимых кинотеатров. В цифре 90% никаких оснований сомневаться нет. Площадки, решившие бойкотировать российский мультик, — это мультиплексы. Многозальники, расположенные в крупных торговых центрах, в самых ходовых локациях своих городов, — площадки с лучшим трафиком и огромной аудиторией, на их долю действительно приходятся все основные сборы.

      По итогам выходных "Гурвинек", согласно данным системы ЕАИС, собрал 15,4 млн руб. Если добавить к ним недостающие 90% сборов, а также учесть фактор негативного информационного фона, который сопровождал этот релиз, то получится, что без бойкота российский мультик собрал бы как минимум в десять раз больше — до 150 млн руб. Но это еще не все потери. В среднем стартовый уикенд приносит любому проекту от половины всех сборов и даже больше. Таким образом, "Гурвинек" мог рассчитывать на 300 млн, если бы выходил без бойкота, на "чистой" дате, как изначально и рассчитывали его продюсеры.

      300 млн — это очень внушительные цифры. Последним отечественным мультфильмом с такой выручкой (если исключить новогоднюю "богатырскую" франшизу от студии "Мельница") были "Фиксики: Большой секрет" (427 млн). Сколько еще отечественных мультфильмов перевалили за 300 млн? Всего два за всю историю проката: это "Снежная королева-2" и "Снежная королева-3".

      "Гурвинек" претендовал на вполне "голливудские" сборы. Для сравнения, 300 млн - это больше, чем у "Лего Бэтмена" (280 млн), "Рататуя" (264 млн), "Смурфиков" (235 млн).

      В истории с "Гурвинеком" особенно важно разобраться в контексте нынешнего положения российской анимации. По большому счетуиндустрия стагнирует: ежегодно 60-70% сборов приходится на один мультфильм — очередную часть киносерии про "Трех богатырей". В абсолютном топ-10 сборов российской анимации девять мест занимает именно эта франшиза студии "Мельница". Если одна картина этой франшизы терпит неудачу, то падают показатели всей отрасли. Сейчас как раз наблюдается спад: мультфильм "Три богатыря: Наследница престола" в 2019 г. выручил всего 604 млн руб. — это худший результат для "Богатырей" за десять лет.

      При этом доля отечественной анимации в общих сборах российского кино уже несколько лет подряд снижается: с 23% в 2015 г. до 11% в 2018 г.

      В таких условиях сложно говорить о контентном суверенитете — обеспеченности кинорынка собственным продуктом. Альтернатив "Трем богатырям" в прокате так и не появилось: независимые эксперименты с хорошим кассовым потенциалом, такие как "Гурвинек", остаются редчайшими исключениями. У "Гурвинека", помимо прочего, есть и уникальная особенность — это наша первая анимационная копродукция: совместная работа российских, чешских и бельгийских аниматоров.

      К потерям рынка от бойкота "Гурвинека" следует отнести и возможные потери от переноса "Королевского корги" на новую дату - 21 марта. Потенциал сборов "Корги" оценивался на уровне 150 млн руб. Но на новой дате прокатчик этого мультика, компания "Вольга", будет конкурировать уже с другими релизами — "Волшебным парком Джун" (ЦПШ), детским игровым фильмом "Рожденный стать королем" ("Фокс") и продолжением мультика "Норм и Несокрушимые" ("Русский репортаж"). Сохранит свое гравитационное влияние на аудиторию и мегаблокбастер "Как приручить дракона-3" ("Юниверсал"), собравший на сегодня без малого 1,4 млрд руб. Продолжит ли работать в таком плотном конкурентном окружении российский "Гурвинек"? И что делать в нем другим отечественным мультикам?

      У отечественной анимации есть два конкурента, которые могут ее подавить. Первый — это голливудские мультфильмы студий-мэйджоров. Они доминируют в прокате весь год, не считая новогодних каникул: общие сборы стабильно превышают сборы отечественной анимации в 4-5 раз. Если спад франшизы "Три богатыря" продолжится, то российской анимации будет нечего противопоставить Голливуду даже на каникулах. Второй конкурент — зарубежная независимая анимация (в основном европейские проекты, такие как "Корги"). В среднем по годам ее сборы пока уступают выручке отечественных мультфильмов, но у европейцев нет такой зависимости от конкретных брендов вроде "Богатырей", как у нашей анимационной индустрии. Диверсификация и гибкость предложения у зарубежных независимых анимационных студий абсолютно на другом уровне. Когда десять их мультфильмов собирают по 100 млн каждый — это более здоровая ситуация, чем когда один российский мультфильм берет миллиард.

      Бойкот "Гурвинека" рынок объяснил своей принципиальностью — мол, нечего Минкульту ввязываться в частные прокатные дела. Но переносы релизов ради российского кино случались и случатся еще не раз: все понимают, что Минкульт будет защищать отечественный продукт, пока тот не отвоюет себе прочную долю на родном рынке.

      "Гурвинек" стал для рынка первой удобной мишенью, чтобы накопившееся раздражение выразить — впервые столь резко, жестко и четко. Однако российская анимация сегодня не в том положении, чтобы подобные удары держать. Повод крепко задуматься: как поддерживать российское кино, не нанося ему урона?

      Илья Радаев (Фильм Про)

      Новости партнеров

      
      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить