ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      "Боинг": вырастут ли новые крылья у "Макса"?

      Москва, 18 марта - "Вести.Экономика". С момента крушения Boeing 737 MAX в Адис-Абебе акции крупнейшего в мире авиаконцерна продолжают испытывать давление. Капитализация Boeing за это время снизилась почти на 14% до $214 млрд, и падение акций происходит на втрое выросших биржевых объемах. Это само по себе – крайне тревожный знак для трейдеров вне зависимости от того, что они думают по поводу дальнейших сценариев. Каковы перспективы одной из самых почитаемых и до последнего времени стабильных акций глобальных пенсионных и страховых портфелей, рассуждает Владимир Рожанковский, эксперт "Международного финансового центра".

      Владимир Рожанковский, LIFA, эксперт "Международного финансового центра"

      Ситуация с двумя похожими как две капли воды авариями "Боинг 737 Макс" – в октябре в Индонезии и в марте в Эфиопии – сильно отличается от проблем с искрящийся электропроводкой в предыдущей серии "Боинга – Дримлайнере". В случаях с "Дримлайнерами" речь шла о сугубо технических неисправностях нормально спроектированного узла, которые (могу сказать это как человек с первым инженерным образованием) легко устранимы даже без особых квалификаций. В нашем же случае мы имеем нечто большее – заявку на несостоятельность инженерной идеи автоматизированной системы контроля взлета и посадки "Боинга", на разработку которой были потрачены годы и сотни миллионов долларов. Под вопросом – вся книга заказов "Боинга" на $600 млрд или около того. Давайте скажем откровенно: дело пахнет большим репутационным ущербом!

      Проблемы стали очевидны сразу же, как СМИ процитировали запись разговора пилотов и диспетчерской, из которого следовало, что неполадки возникли именно по технической части и при этом никаких форс-мажорных происшествий в момент аварии не было. В этой ситуации топ-менеджмент "Боинга" повел себя по обстоятельствам, чем сильно усложнил себе ликвидацию последствий при неблагоприятном развитии событий. Видимо, руководство авиастроительного гиганта рассчитывало на то, что черные ящики не будут найдены. В этом случае был очень высок шанс списать инцидент на ошибку пилотов. Но, как следует из сообщений мировых новостных агентств, черные ящики все-таки обнаружены. По крайней мере один. Это предписывает Boeing начать немедленное расследование по факту двух крушений. Однако, как мне кажется, все-таки будет попытка развести по разные стороны эти два случая. Насколько она будет успешной, судить не мне, а экспертам-авиационщикам.

      Но этот нюанс полностью объясняет решение эфиопских властей направить черные ящики на вскрытие и декодирование не к производителю в США, что было бы логично, а в некое третье государство – в данном случае была выбрана Франция. Впрочем, надо отдать должное: в последние дни мы видим отчетливые усилия американских регуляторов отрасли исправить свои ошибки и закончить игру в кошки-мышки. Так, Министерство транспорта США пошло на конфронтацию с американским Федеральным авиационным управлением (FAA), заявив о начале проверки, не нарушило ли то предписываемые процедуры безопасности, в принципе, выдав разрешения на полеты лайнеров Boeing 737 MAX.

      Что касается непосредственно технологии, она относится к весьма популярным в последнее время разработкам искусственного интеллекта (AI). Нетрудно вспомнить, с каким пафосом последнее время западные СМИ пишут про автомобили "без водителей" и, вообще, любые виды установок и механизмов, умеющих себя автономно контролировать и обслуживать и по этой причине не требующих живого человека – оператора. Все это ложится в канву чаяний олигархата мировых корпораций, который хотел бы вовсе избавиться от живых операторов, которым нужно платить зарплаты. Компьютерам и механизмам, как известно, деньги не нужны.

      Катастрофы с двумя "Боингами" последнего поколения могут привести к гораздо более серьезным последствиям, нежели понятные и практически неизбежные многомиллиардные штрафы и потери активов мегакорпорации. Понятно, что одним лишь запоздалым обновлением компьютерной программы, неправильное функционирование которой, как утверждают представители Boeing, могло стать причиной этих крушений, дело не исправить. Работать теперь придется уже на уровне не компьютерных, а психологических программ с пилотами мировых авиакомпаний, которые, понятное дело, будут долго и упорно избегать пилотирования этой модели "Боингов".

      Даже временный отзыв всех проданных авиационных судов флагманской модели грозит "Боингу" колоссальными убытками, дальнейшим снижением рыночной капитализации и практически неизбежным отступом в конкурентной борьбе с европейским "Аэробусом". Но мне кажется, если этот скандал вовремя и эффективно не потушить, то резонно возникнет вопрос обо всем сегменте искусственного интеллекта – уровне доверия к нему, зрелости подобных инженерных решений и, как следствие, вероятного частичного или полного отказа корпораций от разработок в этих направлениях.

      Дисклеймер: здесь обрисован, конечно, самый негативный прогноз развития событий. Однако в данном случае "негативный" не значит "маловероятный".

      

      Новости партнеров

      Тест. Вторая мировая война. Знаете ли вы ее предысторию?

      1 сентября 1939 года, ровно 80 лет назад, началась Вторая мировая война. Сегодня исторический ревизионизм набирает обороты. Россию все чаще не зовут на торжественные мероприятия, в честь каких либо памятных дат, связанных с войной.

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить