ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Вице-премьер Белоруссии: вместо решения проблем ЕАЭС нас настойчиво зовут в светлое будущее

      Москва, 19 марта - "Вести.Экономика". Называть ЕАЭС экономическим союзом сегодня можно только авансом, заявил вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко в интервью газете "Звезда": "Вместо решения злободневных проблем производства и торговли нас настойчиво зовут в светлое будущее".

      "Называть экономическим союзом наше интеграционное объединение сегодня можно только авансом. Пока мы де-факто находимся только на уровне зоны свободной торговли", - отметил вице-премьер страны.

      В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

      "Невозможно строить общий рынок и одновременно сохранять на нем привилегированное положение национальных субъектов. Иначе это уже не тянет на общий рынок. Это просто торговля между странами. Начиная интеграцию, мы исходили из того, что готовы рассматривать товары и предприятия друг друга как свои собственные в каждой из стран. Пока такого нет. Выигрывают от этого, как ни парадоксально, третьи страны, и мы все больше торгуем друг с другом в союзе не товарами собственного производства, а товарами третьих стран. Если в 2011 г. их доля во взаимной торговле государств-членов составляла всего 3,4%, то в 2016 г. — уже 8,4%, в 2,5 раза больше", - отметил Петришенко.

      В Белоруссии нет крупных запасов месторождений газа, нефти, металлов, как в РФ или Казахстане.

      При этом цены на сырье в странах ЕАЭС значительно отличаются, и получают преимущество только страны с сырьевыми запасами.

      "У нас нет нефти и газа. Чтобы покупать их в странах-производителях союза, мы должны продавать туда промышленные и сельскохозяйственные товары. А нефтегазовые страны нам говорят: мы должны поддерживать развитие своего производителя, мы не хотим оставаться с такой структурой экономики. Логика в этом есть. Но надо искать компромиссы, надо искать взаимоприемлемые решения, иначе союз не состоится в экономическом смысле", - заявил Петришенко.

      "В этих вопросах мы почти не слышим авторитетного голоса нашего наднационального органа, Евразийской экономической комиссии. Все чаще она предпочитает предоставить сторонам спора самим договариваться между собой. Это ярко проявилось при последнем рассмотрении ограничительных мер российской стороны в отношении белорусской молочной продукции".
      "Все чаще мы слышим критику национального бизнеса по поводу нормотворческой активности ЕЭК. Складывается впечатление, что пока мы на национальном уровне озабочены либерализацией и улучшением бизнес-климата, в рамках ЕАЭС вводятся все новые регуляторные меры, создающие для бизнеса дополнительную административную нагрузку. Сейчас, помимо существующих средств контроля товарооборота, на повестке создание систем прослеживаемости, маркировки, транзита с использованием спутникового слежения. Основной аргумент — их хочет ввести самая крупная страна союза. Если она их введет в одностороннем порядке, у нас не будет общих рынков. Но давайте мы хотя бы будем советоваться с бизнесом в отношении предлагаемых мер, подвергнем их оценке регулирующего воздействия, как это следует из договора о ЕАЭС. Именно это настойчиво предлагает белорусская сторона", - подчеркнул Петришенко.

      "Вместо решения злободневных проблем производства и торговли нас настойчиво зовут в светлое будущее. В сотрудничество в космической сфере, в атомной сфере, в цифровую повестку. Нельзя, чтобы новые лозунги и новые сферы камуфлировали отсутствие прогресса в тех, о которых, вроде бы, давно принципиально договорились".
      "Поэтому необходимо адекватно отреагировать на те проблемы, которые вылезли за время функционирования союза, и поправить нашу правовую базу, с тем чтобы за нарушения обязательств в рамках ЕАЭС государства-члены несли реальную, материальную ответственность, как это предусмотрено у наших западных соседей в Европейском союзе.

      Необходимо укреплять полномочия наднациональных органов, чтобы у них были механизмы принуждения государств-членов к выполнению своих обязательств", - заявил Петришенко.

      Минск не устраивает сумма зачисляемых в бюджет поступающих от других государств-членов ввозных таможенных пошлин.

      "Нас устраивает существующая схема распределения сумм ввозных пошлин между бюджетами государств-членов союза. Государства-члены взимают ввозные таможенные пошлины при ввозе товаров на свою территорию, а затем распределяют их по установленным нормативам между бюджетами. Нас не устраивает сумма зачисляемых в наш бюджет (поступающих от других государств-членов) ввозных таможенных пошлин, которая в свою очередь зависит от размера норматива распределения, установленного для Беларуси, - пояснил он. - Распределение ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов сначала Таможенного союза, а затем Евразийского экономического союза производится с 2010 г. С начала функционирования Евразийского экономического союза (2015 г.) сальдо расчетов для Республики Беларусь стало отрицательным, что неоднократно доводилось до Евразийской экономической комиссии с предложением произвести пересчет действующих нормативов распределения".

      "Для России также складывается отрицательное сальдо расчетов, а Армения, Казахстан и Кыргызстан имеют положительное сальдо расчетов и фактически получают дополнительные доходы за счет ввозных таможенных пошлин, часть которых должна зачисляться в бюджет Беларуси.

      Кроме того, на необходимость пересчета нормативов распределения повлиял целый ряд иных факторов. Все эти объективные обстоятельства обусловили необходимость пересчета действующих нормативов распределения. Это естественно, правильно и принято во всем мире", - подчеркнул Петришенко.

      Есть проблемы и по рынку газа.

      "Принцип — применение единых подходов при формировании тарифов на транспортировку газа для субъектов общего рынка газа союза и субъектов внутренних газовых рынков государств-членов ЕАЭС, является существенным для нас и должен быть зафиксирован сторонами в формируемых проектах документов", - отметил вице-премьер.

      "С учетом того что газодобывающие государства рассматривают поставку газа на общий рынок газа союза как экспортную, за счет которой в настоящее время осуществляется дотирование внутригосударственной транспортировки газа, у Беларуси имеются объективные опасения по поводу сохранения газодобывающими государствами указанного механизма дотирования и в рамках функционирования общего рынка газа союза", - пояснил он.

      "В самой программе очень много говорится об обеспечении соблюдения государствами союза при формировании общего рынка газа основополагающих принципов недискриминационности, транспарентности, открытости, обеспечения равных условий в сфере тарифо- и ценообразования. Российские партнеры пытаются убедить, что все опасения белорусской стороны беспочвенны, поскольку озвученные основополагающие принципы не позволят в будущем ограничивать (дискриминировать) права любого из участников общего рынка газа", - отметил вице-премьер.

      "Однако фактическая ситуация в данном вопросе свидетельствует об обратном, - подчеркнул вице-премьер. - В этой связи белорусская сторона объективно считает, что распространение принципов предоставления белорусским организациям национального режима доступа, т. е. "как для себя" к услугам российских естественных монополий, в том числе в отношении тарифов на такие услуги, будет восприниматься как подтверждение приверженности принципам построения равноправного Евразийского экономического союза".

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить