ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Эпоха Назарбаева закончилась, или что ждет Казахстан в будущем?

      Москва, 20 марта - "Вести.Экономика". Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сложил с себя полномочия главы государства.

      Уже сейчас можно сказать, что трансфер власти в Казахстане пройдет успешно. Нурсултан Назарбаев сохраняет за собой пост председателя Совета безопасности, позволяющий контролировать как социальные, так и экономические вопросы. Таким образом, у преемника Касым-Жомарта Токаева, который на данный момент является председателем сената парламента Казахстана, будет опытный наставник.

      Касым-Жомарт Кемелевич Токаев родился 17 мая 1953 г. в Алма-Ате. В 1970 г. поступил в МГИМО, на пятом курсе направлен на преддипломную практику в Посольство СССР в КНР. С 1975 г. работал в МИД СССР, работал в советском посольстве в Сингапуре.

      В 1992 г. Токаев был назначен замминистра иностранных дел Казахстана, а спустя два года стал главой МИД Казахстана. В 1999 г. Токаев пришел в правительство заместителем премьер-министра, а уже через полгода возглавил его. С 2002 по 2007 гг. Токаев работает госсекретарем – министром иностранных дел.

      В 2011 г. Касым-Жомарт Токаев работает заместителем Генсека ООН, Гендиректором Отделения ООН в Женеве и личным представителем Генсека организации на Конференции по разоружению.

      Токаев — доктор политических наук и автор девяти книг и множества статей по вопросам международных отношений. В 2013 г. он избран председателем Сената парламента Казахстана.


      На пути к реформам

      Назарбаев готовил свой уход еще с середины прошлого года, когда была запланирована реализация масштабной программы "100 шагов, 5 реформ". Уже в некоторых областях наблюдаются умеренные успехи, например создание международного финансового центра. Предложенные президентом Третья модернизация и "План нации - 100 конкретных шагов" направлены на ускоренное проведение реформ. Полное выполнение Пяти институциональных реформ должно привести к серьезному увеличению доли малого и среднего бизнеса и снижению доли государства в экономике, "расчистке" банков, повышению доверия к судам и правоохранительной системе.

      Однако и проблем достаточно, о чем свидетельствовала недавняя отставка правительства с формулировкой "плохо работают". Полным ходом идет интеграция в общую инфраструктурную схему Азии, в частности, китайский мегапроект "Один пояс - один путь".

      Китайская угроза

      Новому руководству придется столкнуться с серьезными вызовами. Китай традиционно, интегрируя страны в свой проект, агрессивно продавливает особые условия. При этом первый опыт показал, что китайский интерес охлаждается прямо пропорционально принципиальности или упрямству властей некоторых стран по некоторым вопросам. Пекин не готов учитывать интересы своих партнеров. Китай постулирует свою приверженность ранее данным обещаниям инвестировать миллиарды долларов в строительство инфраструктуры "Шелкового пути".

      Однако для получения этих инвестиций есть ряд условий: Пекин настаивает на том, чтобы реализацией проекта занимались исключительно китайские компании, которые привлекают китайских рабочих. В исключительных случаях Китай готов снизить квоту на китайских рабочих, но пока это удалось только Казахстану.

      Можно ожидать, что на преемника давление со стороны Китая в виде новых предложений усилится.

      В Астане на форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана обсуждали, как вернуть взаимную торговлю на траекторию роста. Как оценивают перспективы сотрудничества с Казахстаном и другими странами Евразийского экономического союза в ТПП?



      ЕАЭС и проблемы

      Интеграционные процессы с ЕАЭС - в стадии консолидации. Некоторые инициативы буксуют из-за санкций. В январе-декабре 2018 г. взаимная торговля Республики Казахстан со странами ЕАЭС составила $19,114 млрд, что на 7,5% больше, чем в январе-декабре 2017 г..

      В том числе экспорт Казахстана в страны ЕАЭС составил в прошлом году $5,892 млрд (+ 12%), импорт - $13,223 млрд (+ 5,6%). Во внешнеторговом обороте Казахстана со странами ЕАЭС на долю России пришлось 91,8%, Киргизии - 4,5%, Белоруссии - 3,6%, Армении - 0,1%. Непонятно, как именно американские ограничительные меры будут действовать на Казахстан как на одного из основных экономических партнеров России, и Астана по ряду пунктов предпочитает не рисковать.

      При этом основные экономические задачи и проблемы Казахстана сходны с российскими: это таргетирование инфляции, стабилизация валютного рынка при переходе от коридора к плавающему курсу, выравнивание торгового и платежного баланса (он в Казахстане отрицательный) и ускорение темпов роста ВВП. С этими вызовами также придется разбираться новому президенту.

      25 февраля 2019 г. президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил новые кандидатуры на пост премьер-министра и председателя Национального банка страны, сообщали "Вести.Экономика". Новым главой Нацбанка вместо Данияра Акишева был назначен Ерболат Досаев, ранее занимавший пост вице-премьера. Аскар Мамин был назначен на должность премьер-министра Республики Казахстан.

      4 марта 2019 г. Нацбанк Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9,25% с неизменным коридором процентных ставок +/-1 п. п. Годовая инфляция продолжила снижение и в феврале сформировалась ниже середины целевого коридора. Однако сохраняются риски повышения инфляционного фона, в том числе связанные с несбалансированностью динамики составляющих инфляции.

      Денежно-кредитные условия остаются нейтральными. Реальные рыночные процентные ставки находятся на уровне, достаточном для достижения целевого ориентира по инфляции и одновременно способствующем поддержанию темпов роста экономики на потенциальных уровнях. В случае отсутствия шоков годовая инфляция продолжит формироваться вдоль уровня верхней границы целевого коридора 4-6% на 2019 г., заявили в Нацбанке.


      На данный момент у Казахстана есть несколько слабых мест. Во-первых, зависимость от цен на сырье, прежде всего на нефть, во-вторых, непрозрачная макростатистика, ну и, наконец, нехватка управленческих кадров. Новому правительству страны придется решать эти проблемы.

      Рубрики: Бывший СССР

      Метки: Казахстан

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить