Индекс Мосбиржи обновил исторический максимум, превысив 2600 пунктов

ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Европа вылечилась от Brexit'a?

      Москва, 29 марта - "Вести.Экономика". Отменив жесткий срок завершения переговоров о выходе Великобритании из ЕС, Евросоюз избежал катастрофы внезапной остановки бизнеса со своим вторым крупнейшим торговым партнером, что стало бы аналогом событий 2008 г.

      Такое решение радикально улучшает экономические и политические перспективы для Великобритании и всей Европы. Как пишет главный экономист Gavekal Dragonomics Анатолий Калетский в своей статье на Project Syndicate, перспективы Британии внезапно стали намного яснее и лучше, чем когда-либо со времен июньского референдума 2016 г.

      Вероятность скорой отставки премьер-министра Терезы Мэй может создать впечатление конституционного кризиса. Однако в реальности политическая ситуация, несомненно, стабилизируется, как только период новых переговоров об отношениях Британии и ЕС будет еще раз продлен, а срок их окончания сдвинут с новой и очень гибкой даты (12 апреля) до конца года или даже далее. Как именно будет принято решение о продлении, будет ли оно связано с появлением нового премьер-министра, объявлением всеобщих выборов или второго референдума, голосованием в парламенте, которое сотрет все "красные линии", прочерченные Мэй и мешавшие ей вести переговоры об ассоциированном членстве в ЕС в норвежском стиле, все это невозможно предсказать. Однако это не очень-то и важно.

      Реально важно лишь то, что отмена жесткого срока Брекзита ликвидирует угрозу разрыва Британии с Европой без соглашения. А как только выяснится, что обещания неограниченного национального суверенитета в сочетании с интеграцией в мировую экономику являются невыполнимыми фантазиями, наиболее вероятным сценарием станет бесконечная череда "временных" договоренностей на переходный период. Договоренности ЕС с Норвегией и Швейцарией, заключенные в момент создания общего рынка ЕС в начале 1990-х гг., изначально должны были действовать всего один или два года, однако вскоре они разменяют уже четвертый десяток лет.

      Британские избиратели, вероятно, поймут, что любое подобное полусоюзное соглашение не просто не позволит Британии безболезненно вернуть контроль, но и приведет к высоким экономическим издержкам и сокращению национального суверенитета. И по мере расширения этого понимания пыл сторонников Брекзита будет угасать, а политикам, стремящимся к переизбранию, придется вновь фокусироваться на внутренних вопросах экономической, социальной и региональной политики, которые послужили основным мотивом протестного голосования на референдуме 2016 г. Так или иначе, но Британия решит остаться в ЕС, и тогда возникнет важная, хотя и вторичного значения задача для страны – согласовать убедительный механизм аннулирования итогов референдума, на котором было решено, что два плюс два равно пяти.

      Даже более важным, чем события в Британии, для мира является то, как перенос или отмена Брекзита повлияет на политическую и экономическую ситуацию в остальных странах ЕС. Если начать с экономики, ликвидация угрозы резкого обвала объемов торговли со страной, обладающей второй по размерам экономикой в Европе, должно значительно повысить деловую уверенность во всех странах ЕС.

      Впрочем, выгоды вряд ли удастся почувствовать немедленно, поскольку в теории ЕС создал новый риск падения со скалы, установив срок 12 апреля. К этому моменту Британия должна определиться со своей новой переговорной стратегией, попросить о новой отсрочке Брекзита и согласиться на участие в европейских выборах, если она действительно хочет избежать выхода без соглашения. Я считаю маловероятным повтор заигрываний с идеей выхода без соглашения, которые мы видели на прошлой неделе (так же считают и финансовые рынки). Тем не менее бизнес, который работает на долгосрочную перспективу, естественно, будет избегать принятия решений, до тех пор пока не увидит, как именно может быть преодолено это очередное дипломатическое препятствие и станут ли результатом новых переговоров, которые последуют за продолжительной отсрочкой Брекзита, серьезные изменения в торговых договоренностях. Сохраняющаяся неопределенность относительно Брекзита будет особенно вредна для Германии, Франции и Италии, потому что – по разным причинам – внутренняя ситуация в каждой из этих стран весьма печальна. Германия страдает от падения спроса на автомобили не только в Европе и Британии, но и в Китае с Америкой. Никто не может сказать точно, идет речь всего лишь о временном явлении, вызванным новыми нормативами выбросов, или же о постоянном структурном изменении, спровоцированном меняющимся отношением к ископаемому топливу и к владению машинами.

      Однако нет сомнений в том, что важнейшая отрасль Германии будет поражена состоянием неопределенности еще год или два – и не исключено, что намного дольше. Между тем, во Франции по уверенности бизнеса и потребителей ударил политический кризис, возможно, даже худший, чем в Британии, а в Италии тем временем уже началась рецессия, вызванная ограничением кредитования и политикой сокращения государственных расходов, которая продиктована бюджетными правилами еврозоны.

      Правильным ответом на эти проблемы стало бы введение масштабных бюджетных стимулов – сильное снижение налогов, программы государственных инвестиций на уровне ЕС и национальных правительств. Аргументы в пользу серьезного снижения налогов и повышения госрасходов наиболее очевидны в Германии, где огромный бюджетный и торговый профицит стал крупнейшим препятствием на пути здорового роста спроса в Европе и, более того, во всей мировой экономике.

      Однако какое отношение все это имеет к Брекзиту? Большое. Унизительное отступление Мэй от Брекзита станет сигналом проблем для популистских партий во всей Европе. Референдум о Брекзите усилил популистские рассуждения во Франции, Италии и Германии на тему выхода из еврозоны и ослабления институтов ЕС, и точно так же позорная неудача Брекзита, по всей видимости, создаст обратный эффект. Если страна с лучшей в Европе экономикой, с самой стабильной демократией и самой мощной армией не может справиться с проблемой выхода из ЕС, тогда на что могут рассчитывать аналогичные инициативы во Франции или Италии?

      Это означает, что майские выборы в Европарламент могут привести к меньшему, чем ожидается, сдвигу в сторону партий, выступающих против ЕС. Менее очевидный вывод (но уже сделанный успешными популистскими лидерами, подобными Маттео Сальвини в Италии) заключается в том, что здравомыслящие национальные лидеры должны прекратить атаку на институты ЕС. Вместо этого им следует выступать против конкретных решений, навязываемых этими институтами. Бросая вызов бюджетным и иммиграционным правилам ЕС, но одновременно требуя реформы, а не ликвидации институтов ЕС, Сальвини сумел превратиться в доминирующую фигуру в итальянской политике.

      Последний этап переговоров о Брекзите обеспечил национальные правительства новыми аргументами, чтобы сопротивляться тому, как Еврокомиссия интерпретирует правила ЕС. Изначальный совет Еврокомиссии по вопросу о продлении срока Брекзита заключался в том, чтобы разрешить его лишь с определенными политическими условиями, которые Британия никак не могла принять или выполнить. Если бы лидеры ЕС последовали негибкому и нереалистичному совету Еврокомиссии на саммите 21 марта, они принудили бы Британию к выходу без соглашения и сейчас, возможно, столкнулись бы с экономической катастрофой в масштабах 2008 г.

      Такая катастрофа теоретически все еще возможна, когда 12 апреля наступит новый срок Брекзита. Однако сейчас, когда возобладал принцип потенциально бесконечных переговоров, значительно более длительная отсрочка практически гарантирована.

      Рубрики: Европа

      Метки: лихорадка, Brexit

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить