ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Топ-10 древнейших предметов искусства

      Москва, 18 апреля - "Вести.Экономика". Искусство, вероятно, так же старо, как человечество, и лучшее, что мы можем сделать, это сохранять объекты искусства. И чем старше эти объекты, тем они ценнее, так как они показывают, как смотрели на мир люди, жившие задолго до нас.

      Ниже мы расскажем о 10 самых старых объектах искусства, которые были обнаружены.

      Старейшие доисторические рисунки на скалах, 290–700 тыс. до н. э.

      Фото: Wikimedia

      Самый старый образец наскальной живописи, который был обнаружен – это рисунки-купулы, которые часто сопровождаются линейными насечками.

      Купулы – это углубления, вырезанные в горизонтальном и вертикальном направлениях, часто систематически организованы в ряды или колонны.

      Такие рисунки были обнаружены на всех континентах и датируются разными периодами.

      Некоторые племена аборигенов, например в Центральной Австралии, до сих пор их используют.

      Старейшие экземпляры обнаружены в пещерах Бхимбетка в Индии. Считается, что эти рисунки относятся к периоду раннего палеолита.

      Еще одна коллекция из 500 купул находится в пещере Дараки-Чаттан и относится к тому же периоду.

      Правда, некоторые ученые полагают, что купулы не могут считаться искусством, так как они, вероятно, имели вполне утилитарное назначение.

      Старейшая скульптура, 230–800 тыс. до н. э.

      Фото: Wikimedia

      Венера из Холе-Фельс — древнейшая из известных науке палеолитических венер, обнаруженная в 2008 г. в пещере Холе-Фельс близ немецкого города Шельклингена.

      Возраст — в промежутке между 35 и 40 тыс. лет; принадлежит ориньякской культуре (начало верхнего палеолита), что, предположительно, является временем раннего присутствия кроманьонцев в Европе.

      Является древнейшим признанным произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.

      Находка "Венеры из Холе-Фельс" отодвигает дату появления первой известной скульптуры, и в целом древнейшего примера фигуративного искусства, на несколько тысячелетий назад. Таким образом, подобные произведения искусства создавались на протяжении всего ориньякского периода.

      Статуэтку нашла команда ученых из Тюбингенского университета под руководством профессора Николаса Конарда. О находке было официально заявлено в журнале Nature.

      Статуэтка была найдена в пещере, примерно в 20 м от входа и примерно в 3 м под современным уровнем поверхности. Также в пещере нашли флейту из кости (около 35 тыс. лет до н. э.) — древнейший известный музыкальный инструмент.

      Она сделана из бивня шерстистого мамонта и была найдена в разбитом виде. Обнаружено 6 фрагментов (отсутствуют левая рука и плечо). На месте головы — отверстие, дающее право сделать вывод, что статуэтка использовалась как кулон.

      Старейшие рисунки на скорлупе, 60 тыс. до н. э.

      Фото: Wikimedia

      Яйца страуса были важным инструментом для многих ранних культур. Украшение этих яиц стало одной из форм раннего искусства людей.

      В 2010 г. ученые в Южной Африке обнаружили склад из 270 фрагментов страусиных яиц, на которых были декоративные и символические орнаменты.

      Эти рисунки были созданы людьми из Ховисонс-портской культуры охотников и собирателей.

      Орнаменты были нанесены на скорлупу с помощью различных красок.

      Существуют разные виды орнаменты, которые чередуются между собой.

      Кроме того, существует доказательство того, что скорлупа страусиных яиц использовалась как фляга для воды.

      Старейшая наскальная живопись в Европе, 42 300–43 500 до н. э.

      Фото: Wikimedia

      В 2012 г., работая в Испании недалеко от Магали, ученые обнаружили наскальную живопись, которая старше знаменитых рисунков в французской пещере Шове более чем на 10 тыс. лет.

      Было обнаружено шесть рисунков, возраст которых 42 300–43 500 лет.

      На рисунках изображены тюлени, которых неандертальцы употребляли в пищу и которые жили в том регионе.

      Руководитель команды археологов отметил, что подобные рисунки не имеют аналогов с другими видами искусства палеолита.

      Старейшие рисунки отпечатки рук, 37 900 до н. э.

      Фото: Wikimedia

      В пещерах на острове Сулавеси в Индонезии археологи обнаружили древнейшие наскальные рисунки. Радиоуглеродный метод датирования определяет возраст этих рисунков приблизительно в 40 тыс. лет.

      Среди петроглифов в пещерах Сулавеси археологи выделяют рисунки диких копытных животных и трафаретные рисунки рук, сделанные путем выдувания краски вокруг прижатой к скале кисти. Находка в Индонезии говорит как о том, что искусство развивалось параллельно сразу в нескольких частях света, так и о том, что оно зародилось десятки тысяч лет назад вместе с первыми людьми, вышедшими, как считается, из Африки.

      Старейшая резьба по слоновой кости, 30 тыс. до н. э.

      Фото: Wikimedia

      Среди самых старых работ – миниатюрные произведения из слоновой кости швабского Альба, такие как Венера из Хохлефельса и львиный человек из Хохленштейна.

      Они были обнаружены в 2007 г. Их возраст – около 35 тыс. лет.

      Помимо этих фигурок, три года спустя здесь были найдены другие древние фигурки, в частности одна из них изображает птицу.

      Есть также фигурка получеловека и полузверя. Все эти фигурки имеют примерно один и тот же возраст – около 30 тыс. лет.

      Старейшая керамика, 24–27 тыс. до н. э.

      Вестоницкая Венера — "палеолитическая Венера", обнаруженная в Дольни-Вестонице в Моравии 13 июля 1925 г. и в настоящее время выставленная в Моравском музее города Брно, Чехия.

      Является древнейшей известной науке керамической статуэткой. Высота статуэтки — 111 мм, ширина — 43 мм. Принадлежит граветтской культуре и датируется различно — между 29 тыс. и 25 тыс. гг. до н. э.

      При томографическом исследовании на статуэтке обнаружен древний отпечаток детской руки, оставленный еще перед обжигом.

      Первый известный пейзаж, 6–8 тыс. до н. э.

      Фото: Biblical Archaeological Society

      Чатал-Хююк (также Чатал-Гююк — "раздвоенный холм") — древнейший город в Анатолии (Южная Турция), самое большое (13 га) неолитическое поселение на Ближнем Востоке.

      Один из самых известных рисунков на стенах домов в Чатал-Хююке, первый пейзаж в истории человечества, изображает извержение вулкана Хасан-Даг, после которого в городе появилось много обсидиана.

      Из этого камня изготавливали кинжалы, орудия труда и украшения.

      Старейший христианский иллюминированный манускрипт, 330-650 н. э.

      Фото: Ethiopian Heritage Fund

      Иллюминированной рукописью является рукопись, в которой текст декорирован орнаментами, рамками, украшен миниатюрами и картинками.

      В строгом значении термина к иллюминированным рукописям относятся только рукописи, украшенные золотом или серебром, что позволяло добиться эффекта вспыхивания картинок при попадании на них света.

      Однако в настоящее время термин используется по отношению к любой декорированной рукописи.

      Самые ранние из дошедших до нас иллюминированных манускриптов относятся к периоду 400-600 гг. и в основном были созданы в Ирландии и Италии.

      Большинство дошедших рукописей из Средневековья, многое сохранилось от эпохи Возрождения, с XV века.

      Иллюминированные манускрипты, как правило, писались на велене, высококачественном пергаменте.

      В 2010 г. в Эфиопии было обнаружено в отдаленном монастыре страны самое древнее иллюстрированное Евангелие в мире.

      Евангелие Гаримы было названо по имени монаха, прибывшего в эту африканскую страну в V веке и по преданию переписавшего его всего за один день.

      Все краски на иллюстрациях прекрасно сохранили свою яркость. Написано Евангелие на пергаменте в переводе на древнеэфиопский язык геэз.

      Старейшая картина масляными красками, VII в. н. э.

      Фото: National Research Institute for Cultural Properties, Tokyo

      Вo мнoгих eврoпeйских учeбникaх пo истoрии и искусству скaзaнo, чтo живoпись мaсляными крaскaми стaлa испoльзoвaться в нaчaлe XV в.

      Нo учeныe из Нaциoнaльнoгo нaучнo-исслeдoвaтeльскoгo институтa культурнoгo дoстoяния (Тoкиo, Япoния), Нaучнo-исслeдoвaтeльскoгo цeнтрa рeстaврaции музeeв Фрaнции (НИЦРМФ), Институтa сoхрaнeния пaмятникoв фoндa им. Гeтти (СШA) и ESRF нeдaвнo выявили нa oбрaзцaх из Бaмиaнских пeщeр быстрoвысыхaющиe мaслa.

      Нaрисoвaннaя в сeрeдинe VII в. н. э. фрeскa изoбрaжaeт Будду в яркo-крaснoй oдeждe, сидящего сo скрeщeнными нoгaми в oкружeнии пaльмoвых листьeв и мифичeских сущeств.

      Учeныe oбнaружили, чтo 12 из 50 пeщeр были рaзрисoвaны пo тeхникe живoписи мaсляными крaскaми с испoльзoвaниeм, вoзмoжнo, oрeхoвoгo и мaкoвoгo мaсeл.

      Твoрцaми кaртин, вeрoятнo, являются худoжники, кoтoрыe путeшeствoвaли пo Вeликoму Шeлкoвoму пути — дрeвний тoргoвый путь мeжду Зaпaдoм и Китaeм, пeрeсeкaющий Цeнтрaльнo-aзиaтскую пустыню.

      Новости партнеров

      
      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить