ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      От второго лица

      Москва, 18 апреля - "Вести.Экономика" 17 апреля Дмитрий Медведев представил в Госдуме отчет о работе правительства за 2018 г. Это 11-й отчет премьер-министра, и 7-й – лично Медведева. Нареканий со стороны народных депутатов не последовало. А спикер нижней палаты Вячеслав Володин охарактеризовал мероприятие как "взвешенный и конкретный разговор", отмечает Андрей Хохрин, генеральный директор "Иволга Капитал".

      Андрей Хохрин, генеральный директор "Иволга Капитал"

      Долгое эхо пенсионной реформы

      Основной акцент выступления, и это ожидаемо, – проблемы и достижения в социальной сфере. Обозначено число бедных (19 млн человек), его сокращение на 400 тыс. как следствие роста МРОТ и готовность продолжать тренд.

      Примечателен пассаж премьера, что "19 миллионов человек живут не так, как жить должны". Упрощенная лексика, очевидно, рассчитана на более широкую публику, нежели присутствовала в думе. И эта публика, по идее, с симпатиями должна была встретить слова про необходимость включения депутатов в законодательное регулирование погашения ипотечных долгов многодетных семей, про то, что в рамках и за рамками нацпроектов в 2019-21 гг. на демографию будет потрачено 2,6 трлн руб., про готовность кабмина увеличить пособие по уходу за ребенком с 2020 г., которое – опять понятный оборот – "должно стать весомой добавкой в семейный бюджет".

      В тему соцобеспечения и соцгарантий вошли факты и планы по медицинскому обеспечению, образованию, обеспеченности жильем. Основное внимание, основной тайминг выступления. И ничего сверхординарного. Правительство активно в социальной сфере, тратит на нее главные силы и через нее себя позиционирует. Рост пенсионного возраста, сказавшийся даже на рейтинге президента и вызвавший несимметричные протестные голосования на региональных выборах, обязывает. Слова почти те же, уже говорил парламентариям Владимир Путин в феврале. Важность не в новизне, важность в повторении.

      Государство будущего

      По экономическим показателям страны прошлись более кратко. По оценке Дмитрия Медведева, и оценка не вызвала критики в думе, экономика в порядке, несмотря на нестабильность и внешние риски. Учитывая скромный на фоне мирового прирост ВВП (2% против 3%), из достижений отмечены наращивание международных резервов на $30 млрд и сокращение внешнего долга на $60 млрд, эффективная борьба с инфляцией и безработицей и профицит бюджета.

      Цифры не без лукавства. Все же экономике и накоплению резервов, очевидно, помог рост нефтяных котировок, которые на пике достигали $86/барр., сбалансированности бюджета, помимо прочего – прошлогодняя почти 20%-я девальвация рубля. Инфляция по итогам 2018 г. оказалась в 1,5 раза выше инфляции 2017 г., и ее причины, наверное, не столько в умелой работе Минфина, сколько в слабости потребительского спроса и отсутствии экономического бума. А сокращение внешнего долга – больше заслуга наших внешнеэкономических партнеров и их санкционной политики. Причем оно вполне компенсируется ростом долга внутреннего.

      Упрощением и работой на широкую аудиторию, хуже – руководством к действию, выглядит тезис, что "основным инструментом и чертежом будущей России" являются нацпроекты. Если принимать слова Дмитрия Медведева за неоспоримую истину, российский экономический уклад становится похожим на позднесоветский. Состоявшийся рост налогов, необходимый для обеспечения соцгарантий – определенное подтверждение.

      Возникают противоречия и с тем, откуда взять 26 трлн руб. для реализации нацпроектов, и с тем, как поддерживать предпринимательскую инициативу и приток инвестиций при де-факто растущей налоговой нагрузке, и с тем, как стать пятой экономикой мира при посредственном росте ВВП и накоплении фондов на черный день.

      Впрочем, "государство будущего", по словам Дмитрия Анатольевича, ведет путь из "России сегодняшней" через Крымский мост. Ярко и метафорично.

      Зона комфортного приема

      Вопросы депутатов добавили чувства локтя. Ветви власти – ветви одного дерева. Стоит ли повысить ответственность Центробанка за рост экономики в стране? Стоит ли правительству поменять макроэкономический курс России? Не пора ли к борьбе с коррупцией в органах власти допустить партийные ячейки? Из международной повестки: будут ли развиваться интеграционные процессы России и Белоруссии? В общем, дышите ровно, Дмитрий Анатольевич, не отвлекайтесь от развития социальной сферы.

      В мягком формате диалога просматривается и ритуальный смысл. Объектами критики или даже троллинга могут становиться максимум профильные министры, и то не все. Премьер, при всей его эксцентричности, серьезная фигура и требует деликатности в обращении.

      Второе лицо

      Завершился прямой эфир, наступил новый день. И наступила тишина. Выступление Дмитрия Медведева в Госдуме не получило высокий рейтингов, продолжительных экспертных обсуждений и обошлось слабыми упоминаниями в новостных агрегаторах. Во-первых, все-таки обсуждаются новости и сенсации. Вчера не было ни того ни другого. Впрочем, в теории так быть и должно.

      Исполнительная власть дает отчет законодательной. Рабочий процесс. Другое дело, что желание сделать шоу есть. Но… во-вторых. Дмитрий Анатольевич – второе лицо. И в суперпрезидентской республике пропасть между вторым и первым лицами должна быть очевидна каждому.

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить