ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      "Як-130" в Лаосе: российские военные самолеты расширяют географию использования

      Москва, 8 июня - "Вести.Экономика". Российский "Як-130" - обладатель девяти мировых рекордов в своем классе, один из самых популярных в мире учебно-боевых самолетов. На протяжении двадцати лет в Лаосе не было ни одного реактивного военного самолета, и вот страна из Юго-Восточной Азии получила свои первые современные "Яки". О военно-техническом сотрудничестве ВС РФ с Лаосом - в репортаже журнала "Горизонты".

      Фото: Марина Лысцева

      "Як-130" – российский учебно-боевой самолет, разработанный ОКБ им. А. С. Яковлева (в составе корпорации "Иркут") для замены в Военно-воздушных силах (ВВС) России учебно-тренировочных самолетов L-39. В случае ведения боевых действий самолет способен выполнять задачи легкого штурмовика. "Як-130" – первый в мире учебный самолет, созданный для подготовки летчиков всех фронтовых самолетов, включая сверхманевренные истребители поколения "4+" и "5". Цифровая система управления "Яка" позволяет за счет изменения настроек имитировать и тяжелые, и легкие истребители.

      Еще одна особенность "Як-130" – исключительные летные характеристики. Штопор на нем – это не опасная ситуация, как на большинстве самолетов, а штатный учебный режим, выйти из которого может даже новичок. А если возникнет необходимость, "Як-130" может решать сложные боевые задачи. Управляемые ракеты позволяют сбивать самолеты противника, высокоточные бомбы с телевизионным наведением смогут уничтожить наземные цели.

      Фото: Марина Лысцева

      Лаос стал пятым иностранным государством, получившим "Як-130" на вооружение. Ранее "Яки" получили Алжир, Бангладеш, Мьянма и Белоруссия.

      В настоящее время в Лаосе работает отряд Международного противоминного центра Вооруженных сил Российской Федерации, который оказывает содействие в разминировании территории страны от неразорвавшихся американских бомб и боеприпасов (времен войны 1960-70-х гг.), а также обучении лаосских саперов противоминному делу. Реализуется программа военно-технического сотрудничества. На коммерческой основе Лаосу поставлено четыре учебно-боевых самолета "Як-130". Самолеты оплачены в полном объеме. Одновременно поставляется бронетанковая и легкобронированная техника, а также другое вооружение российского производства.

      Фото: Марина Лысцева

      Машины собирают на Иркутском авиационном заводе – филиале корпорации "Иркут". Каждый заказчик выбирает для своих самолетов особую окраску. Лаосская прекрасно скрывает самолет на фоне джунглей. По сравнению с итальянскими, британскими и корейскими аналогами этого класса "Як-130" стоит дешевле, а по ряду характеристик превосходит их.

      "Як-130" доставили в Лаос на транспортном "Ил-76" в разобранном виде. Сборка "Яка" на месте не вызывает сложностей. Сергей Манадышев – летчик-испытатель Иркутского авиационного завода, где строятся "Яки". Он лично обкатывает свежесобранные машины и передает их лаосским летчикам. "Машина разбиралась, отстыковывались обе плоскости, стабилизатор, киль. Потом на месте все это собирается, – рассказывает летчик-испытатель. – Затем надо определить готовность самолета. Все ли там нормально состыковано, все ли функционирует. После этого поднимаем машину в воздух. Показываем местной стороне, что все рабочее и боеспособное".

      Фото: Марина Лысцева

      Страна миллиона слонов по имени Лаос в 2019 г. провела юбилейный парад, посвященный 70-летию со дня основания Народной армии. За несколько дней до юбилейного парада на летном поле главного аэропорта Лаоса идет напряженная работа – на завтра назначена репетиция. И значит, завтра настанет тот самый день, когда весь мир узнает, что, во-первых, в Лаос вернулась реактивная авиация, и, во-вторых, эта авиация – русская. В такой ситуации волнуются все: и мы, и лаосцы. Очень хочется, чтобы первый блин не оказался комом: важно не просто пролететь над парадной площадью, а пролететь красиво…

      Обучение лаосских летчиков было организовано в России. Пилотажная группа из трех самолетов должна пройти над трибунами максимально ярко, но при этом безопасно на высоте 50 м со скоростью 500 км/час. "Перед трибуной летчики вывели режим "максимал", чтоб грохота было побольше, и выполнили энергичный отворот от трибуны с дальнейшим выполнением многократных бочек с набором высоты", – комментирует полет лаосских коллег старший летчик-испытатель Иркутского авиационного завода Сергей Михайлюк.

      Фото: Марина Лысцева

      На высоту 6 км "Як-130" способен подняться за 1 мин. 42 сек., на 9 км – за 2:44. В своей номинации этому самолету нет равных в мире! Уточнение: в категории серийных самолетов массой от 6 до 9 т. "На данный момент у нас официально признано девять рекордов на нашем самолете как на гладком крыле, так и с подвесками, – рассказывает старший летчик-испытатель ОКБ им. А. С. Яковлева, Герой Российской Федерации Олег Кононенко. – Рекорды занесены официально в книгу рекордов ФАИ".

      Некоторые из упомянутых рекордов Олег Коненко поставил лично. "Приятно то, что мы побили два рекорда, установленных в свое время самолетом U-2 по скороподъемности без нагрузки", – говорит летчик-испытатель. U-2 не старенький кукурузник, а высотный американский самолет-разведчик. Его особенность – быстрый подъем в стратосферу, где его мог достать не всякий истребитель или зенитный ракетный комплекс. Вот только поднять на большую высоту он может лишь разведывательное оборудование. А наш "Як-130" выполнял часть рекордных полетов с грузом, имитирующим штатное вооружение. "У самолета боевая нагрузка 3 тонны, – восхищается летчик-испытатель ОКБ им. А. С. Яковлева Олег Мутовин. – То есть при весе пустого самолета меньше 6 тонн самолет спокойно перевозит 3 тонны вооружения".

      Летчики-испытатели ОКБ им. А.С.Яковлева Олег Мутовин и Олег Кононенко. Фото: Марина Лысцева

      Сейчас "Як-130" – это самый популярный учебно-боевой самолет нового поколения в мире. Уже выпущено более 150 машин. И это число постоянно растет. Доказательством тому служит и церемония передачи учебно-боевых "Яков" лаосской армии, которая принимает их на вооружение. И это – заслуга не только самолетостроителей.

      Этот проект считают прорывным еще и потому, что для нашей страны он стал первым крупным военным контрактом с Лаосом за несколько десятилетий. Неслучайно на церемонию передачи самолетов прибыл лично министр обороны страны генерал армии Тянсамон Тяннялат (Chansamone Chanyalath). Сначала ему показали, на что способна новая машина. Тут вам и бочки, и мертвые петли, и боевые развороты. Ну а дальше министр подошел к стоящему на земле "Яку", заглянул в него… И не удержался - сел в кресло пилота, осмотрел приборы и органы управления.

      Главком ВВС Лаоса полковник Кхамлек Сеймпачанг. Фото: Марина Лысцева

      Место за штурвалом занимает главком ВВС полковник Кхамлек Сеймпачанг (Khamlek Sengphachanh). "Я наблюдал, как этот красавец летает: машин такого уровня еще никогда не было в Лаосе", – делится впечатлениями главком. Полковник Сеймпачанг не просто глава ВВС Лаоса. Он – один из самых опытных летчиков страны, лично летал еще на МиГ-21. По словам главкома, на четырех "Яках" дело не заканчивается, лаосцы планируют закупить целую партию таких самолетов. Сколько точно, главком не сказал – это государственная тайна. Но поставки будут длиться еще долго.

      Вместе с "Яками" Россия поставила Лаосу и наземную технику: газозарядные станции, топливозаправщики, а также АПА или аэродромный передвижной агрегат – машину, подающую на самолет электроэнергию. Поставки современной техники в Лаос доказывают, что Россия быстро восстанавливает свои позиции в странах Индокитая. "Дым мот", – сказали бы в такой ситуации в Лаосе. Что означает: "До дна!" За дружбу – только до дна! Только дым мот!

      Марина Лысцева

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить