ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Система корпоративных и государственных закупок в России разрушается

      Москва, 13 июня - "Вести.Экономика". Уже пять лет в системе закупок нет значимых положительных изменений, сообщила сегодня Счетная палата по итогам мониторинга за 2018 г.

      Результаты мониторинга Счетной палаты показали, что система государственных и корпоративных закупок функционирует с низкой эффективностью и уровнем конкуренции.

      С 2014 по 2018 гг. уровень конкуренции практически не изменился и составил по 44-ФЗ около 3-х заявок на 1 лот, по 223-ФЗ – менее 2-х заявок на 1 лот.

      При этом более 50% общего объема государственных и муниципальных закупок (по сумме) приходится на закупки у единственного поставщика (включая несостоявшиеся закупки), около 94% объема корпоративных закупок осуществляются неконкурентными способами.

      Относительная экономия по 44-ФЗ в 2018 г. составила 5,54%, по 223-ФЗ - 4,4%.

      Вместе с тем, законодательство в сфере закупок не содержит действенной системы ценообразования, включая определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта/договора (НМЦК).

      "При общем преобладании закупок, осуществляемых у единственного поставщика, проблема объективного расчета цены контракта — один из основных вызовов при решении задачи по росту эффективности системы закупок. Так, к примеру, в рамках 44-ФЗ действует только рекомендательный порядок применения методов обоснования НМЦК. В рамках 223-ФЗ норм, содержащих единый порядок обоснования цены договора, вообще нет. Также отсутствуют ресурсы, содержащие достоверные источники референтных цен для расчета НМЦ контракта или договора, что влечет видимые риски их завышения", - заявил на коллегии Счетной палаты аудитор Максим Рохмистров.

      Помимо этого 44-ФЗ излишне зарегулирован: отдельные его нормы противоречат друг другу или положениям, которые действуют в других сферах деятельности.

      Постоянное усложнение законодательства в сфере закупок приводит к росту издержек как заказчиков, так и участников закупок, что негативно сказывается на привлекательности системы госзакупок.

      "Следовательно, не способствует росту конкуренции и в результате повышению эффективности закупок", - заявил Максим Рохмистров. Хотя именно государство – один из немногих заказчиков в стране, у которого покупательская способность в последние три года растет.

      В 223-ФЗ не заложены нормы, способствующие повышению эффективности закупок и минимизации коррупции. В частности, не определен предельный срок оплаты товаров, работ, услуг, и нет исчерпывающего перечня случаев закупки у единственного поставщика.

      Другой фактор, который негативно влияет на конкуренцию в сфере госзакупок, – ограничение доступа к корпоративным закупкам в результате внесенных поправок в 223-ФЗ. С 31 декабря 2017 г. заказчики могут не размещать в единой информационной системе в сфере закупок информацию о закупках финансовых услуг, услуг по использованию государственного и муниципального имущества. В результате, как отметил аудитор, "из публичной сферы были выведены закупки на сумму примерно 7,5 трлн руб.".

      "Всего, по данным отчетов заказчиков, в 2018 г. заключено договоров на общую сумму в 24,2 трлн руб. При этом в ЕИС размещена информация о заключенных договорах на 16,7 трлн руб., то есть в ЕИС отсутствуют данные о договорах на сумму около 7,5 трлн руб. В 2017 г. объем договоров, о котором в ЕИС отсутствовала информация, был более чем в два раза меньше – 3,4 трлн руб.", - заявил Максим Рохмистров.

      Существенные недостатки в функционировании ЕИС не позволяют использовать ее как надежную основу для цифровизации закупок.

      Например, проверка показала, что 21% времени своего существования она была недоступна в связи с проведением технических работ. Информация по большей части размещается неструктурированно.

      Кроме того, в системе нет алгоритмов, которые бы автоматически выявляли недостоверные данные. "За последние пять лет в системе закупок качественных положительных изменений не происходит при значительных расходах бюджета на ее развитие и совершенствование", - резюмировал аудитор.

      Указанные недостатки системы государственных и корпоративных закупок генерируют значимые коррупционные риски, заявили в Счетной палате.

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить