ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Топ-8 похищенных произведений искусства

      Москва, 5 июля - "Вести.Экономика". Каменный бюст египетского фараона Тутанхамона ушел с молотка в четверг на аукционе в Лондоне почти за $6 млн. Об этом сообщили представители аукционного дома Christie's, проводившего торги в британской столице.

      Неназванный покупатель выложил за скульптуру более 4 млн 746 тыс. фунтов с учетом аукционного сбора, что в переводе составляет $5,97 млн.

      Египетские власти давно выдвигают требования о возвращении артефактов, найденных в свое время зарубежными археологами и незаконно вывезенных из страны.

      По этой причине возле офиса Christie's во время торгов собрались 20 протестующих, которые молча держали в руках транспаранты с лозунгом: "Египетская история не продается".

      Голова Тутанхамона, изображенного в образе бога солнца Амона, земным воплощением которого считался молодой фараон, находится в частной коллекции и не выставлялась на торги с 1985 г.

      Как выставленная на торги скульптура попала в Европу, доподлинно неизвестно. Christie's указывает, что в 60-х гг. она входила в собрание немецкого аристократа и коллекционера Вильгельма Турн-и-Таксиса. В Christie's сообщили, что уведомили о факте проведения аукциона власти Египта.

      Тутанхамон правил Египтом в 1332-1323 гг. до н. э. Его гробница не была разграблена и сохранилась в неприкосновенности до момента ее открытия в 1922 г. англичанами Говардом Картером и Гербертом Карнарвоном.

      Ее обнаружение считается крупнейшим археологическим открытием XX века, вызвавшим резкий рост интереса мировой общественности к Древнему Египту.

      К сожалению, бюст Тутанхамона не единственное украденное произведение искусства. Ниже мы расскажем о других произведениях искусства, которые были незаконно приобретены их владельцами.

      Египетские фрески Лувра

      Древние фрески, которые находятся в парижском Лувре, стали причиной раздора между Лувром и правительством Египта.

      Захи Хавасс, глава Департамента древностей Египта, заявляет, что Лувр купил фрагменты в прошлом году, несмотря на то что руководство музея знало, что фрески были извлечены из гробницы, расположенной в Долине царей в 1980-е гг.

      Долина царей в то время была одним из излюбленных мест, где орудовали расхитители гробниц.

      Египет, который считает своей задачей вернуть объекты древнего искусства, которые были незаконно вывезены из страны, заявляет, что сотрудничество с Лувром будет прекращено, если фрески не вернутся.

      Представители Лувра заявляют о том, что они не знали, что фрески краденые, и что они рассмотрят вопрос о том, чтобы вернуть их в Египет.

      Бюст Нефертити

      Бюст Нефертити — одно из наиболее известных произведений амарнского стиля и древнеегипетского искусства в целом, стилизованный скульптурный портрет Нефертити, супруги фараона-реформатора Эхнатона, правившего в Древнем Египтеприблизительно в 1351—1334 гг. до нашей эры.

      Бюст Нефертити был обнаружен 6 декабря 1912 г. в Тель-эль-Амарне на раскопках древнего города Ахетатона, проводившихся под эгидой Германского восточного общества археологической экспедицией под руководством немецкого египтолога Людвига Борхардта.

      Бюст находился в одном из помещений в доме древнеегипетского скульптора Тутмоса вместе с десятками других скульптур, изображавших фараона Эхнатона и его приближенных.

      В 1913 г. бюст Нефертити был вывезен в Германию и хранился в доме крупного предпринимателя и второго казначея Германского восточного общества Джеймса Симона, лично финансировавшего раскопки в Египте.

      В 1920 г. Джеймс Симон передал скульптуру в дар Музею Передней Азии в Берлине. Впервые скульптурный портрет Нефертити демонстрировался широкой публике в 1924 г. на Музейном острове в Новом музее, специально построенном под египетскую коллекцию.

      В военное время бюст Нефертити вместе с другими культурными ценностями хранился в бункере зенитной башни и соляной шахте, после войны демонстрировался в Западном Берлине и в 2009 г. окончательно вернулся на Музейный остров в экспозицию восстановленного Нового музея.

      Бюст Нефертити официально принадлежит Фонду прусского культурного наследия, тем не менее Египет в лице высокопоставленных чиновников министерства культуры продолжает настаивать на незаконности его вывоза в Германию и требовать возврата в страну.

      Мраморы Элгина

      Мраморы Элгина — непревзойденное собрание древнегреческого искусства, главным образом из Афинского акрополя, которое было привезено в Англию в начале XIX в. лордом Элгином и ныне хранится в Британском музее.

      Турецкое правительство, не проявлявшее интереса к шедеврам античности, разрешило вывоз всего собранного Элгином в Лондон. На это ушло 10 лет — с 1802 по 1812 гг., причем часть груза в 1804 г. затонула у острова Кифера, но впоследствии была поднята на поверхность.

      В 1806 г. Элгин вернулся на родину, и на протяжении 10 лет собрание оставалось его частной собственностью.

      В преддверии Греческой революции Британию захлестнула волна филэллинизма. Лорд Элгин оказался мишенью выпадов в печати со стороны лорда Байрона и иных властителей умов эпохи романтизма.

      Обвинения в стяжательстве, мошенничестве и вандализме привлекли к мраморам внимание британских парламентариев. Специальная комиссия занялась изучением коллекции Элгина и признала целесообразным ее приобретение государством для размещения в Британском музее.

      В 1816 г. собрание было выкуплено у Элгина за сравнительно скромную сумму в 35 тыс. фунтов.

      Практически с момента возрождения греческой государственности Греция требовала от Британии возвращения мраморов Элгина как неотъемлемой части национального достояния.

      Греки отказываются признать легитимным разрешение турецкого правительства на вывоз сокровищ из страны. Британская сторона в свою очередь указывает на то, что лордом Элгином двигали благие побуждения, и отказывается вернуть перемещенные ценности на землю Древней Эллады.

      Споры о судьбе перемещенных ценностей возобновились в связи с открытием музея Акрополя в 2000-е гг.

      Ввиду спорного статуса ценностей британское правительство ни разу не дало разрешения на их экспонирование за пределами страны.

      Исключение было сделано для выставки к 250-летию Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге (с 5 декабря 2014 г. по 18 января 2015 г.), на которой была представлена происходящая из коллекции Элгина статуя Илиссоса, древнегреческого бога рек.

      Кратер Ефрония

      В 2009 г. кратер Ефрония, одна из самых известных древнегреческих краснофигурных ваз, передана на постоянное хранение в собрание римского Этрусского музея на вилле Джулия.

      С 1972 г. сосуд хранился в нью-йоркском музее Метрополитен, но в 2000-х гг. выяснилось, что кратер был незаконно вывезен из Италии, и власти этой страны несколько лет добивались его возвращения.

      Музей Метрополитен купил кратер у антиквара по имени Роберт Хехт за миллион долларов в 1972 г. Сосуд считался и считается по сей день одним из лучших образцов вазописи, дошедших до наших дней.

      Кроме того, это единственная полностью сохранившаяся работа мастера Ефрония; еще 27 сосудов с его рисунками дошли до нас во фрагментах.

      В начале 2000-х гг. итальянским властям удалось доказать, что Хехт получил кратер через людей, причастных к незаконным раскопкам в Черветери, этрусском городе, известном своими богатыми погребениями.

      В 2006 г. музей Метрополитен признал, что кратер должен быть возвращен Италии, и в 2008 г. сосуд отправился в многомесячное турне по стране.

      Кратер Ефрония - самый известный экспонат, переданный Италии в результате двух лет довольно ожесточенной "музейной войны".

      Помимо музея Метрополитен античные ценности - всего примерно 70 предметов - в последние годы вернули Бостонский музей изящных искусств, калифорнийский музей Гетти, музей Кливленда, художественный музей Принстонского университета.

      Клад Приама

      Клад Приама — сенсационный клад, обнаруженный Генрихом Шлиманом во время его раскопок в Трое. Клад получил свое название по имени античного царя Приама.

      Сам клад находился в серебряном двуручном сосуде. Он состоял из более чем 10 тыс. предметов. Больше всего в нем было золотых бусин — около 1 тыс. Причем бусины были очень разнообразными по форме — и мелкий бисер, и тонкие трубочки, и бусинки с расплющенными лопастями.

      Когда была выполнена реконструкция нагрудной пекторали, состоявшей из этих бусинок, получилось 20 роскошных нитей ожерелья, к нижней из которых подвешивались 47 золотых стержней, а в центре располагался один совершенно особый — с тонкими нарезками.

      Также в кладе находились серьги, в частности "дольчатые", выполненные в виде полукольца, свернутого из ряда проволочек (от 2 до 7), на конце сплющенных. Имелись височные кольца — достаточно массивные украшения, которые, как было предположено учеными позднее, привязывались тонкими шнурами к ушам. Были в кладе и изящные серьги в форме корзиночки, к которой крепилась фигурка богини.

      Также в кладе находились браслеты, налобная золотая лента, две золотые диадемы и массивная золотая ладьеобразная чаша весом около 600 граммов, использовавшаяся, вероятно, в ритуальных жертвоприношениях.

      Генрих Шлиман обнаружил клад 31 мая 1873 г. Как описывал сам Шлиман, он заметил предметы из меди и объявил рабочим перерыв, чтобы самостоятельно выкопать клад вместе со своей женой. В действительности супруга Шлимана при этом событии не присутствовала.

      Из-под шаткой древней стены Шлиман одним ножом откопал различные предметы из золота и серебра. Клад находился под пылью тысячелетий и тяжелой крепостной стеной в своеобразном каменном ящике.

      Шлиман опасался, что столь ценные сокровища могут быть конфискованы местными османскими властями и станут недоступными для дальнейшего научного изучения, и поэтому вывез их контрабандой в Афины. Высокая Порта потребовала от Шлимана возмещения ущерба в размере 10 тыс. франков.

      Шлиман предложил 50 тыс. франков при условии, что эти деньги пойдут на финансирование археологических работ. Шлиман предложил молодому греческому государству возвести в Афинах за собственный счет музей для экспозиции клада при условии, что при жизни археолога клад останется в его собственности и что ему будут предоставлены разрешения на проведение масштабных археологических раскопок в Греции.

      По причинам политического характера Греция отклонила это предложение, по финансовым и политическим причинам отказались от клада Шлимана также музеи Лондона, Парижа и Неаполя. В конце концов о желании принять клад в Античное собрание заявили Пруссия и Германская империя.

      В конце Второй мировой войны в 1945 г. клад Приама сохранялся в бункере под Берлинским зоопарком. Профессор Вильгельм Унферцагт, опасаясь разграбления клада, передал его вместе с другими произведениями античного искусства советской комендатуре.

      В качестве трофейного искусства клад Приама был перевезен в СССР. С этого момента судьба клада была неизвестна, и он считался утраченным.

      В Советском Союзе "трофеи" из Берлина хранились в режиме особой секретности, и только в 1993 г. правительство России объявило, что сокровища Трои находятся в Москве. Лишь 16 апреля 1996 г., спустя 51 год, клад Приама был выставлен в Пушкинском музее Москвы.

      "Кохинур"

      "Кохинур" — алмаз и бриллиант в 105 каратов, который в настоящее время находится в короне королевы Елизаветы (Великобритания), один из наиболее знаменитых алмазов в истории.

      Один из самых больших бриллиантов, входящих в состав сокровищ британской королевской семьи. Изначально обладал легким желтым оттенком, но после переогранки 1852 г. стал чисто белым.

      История "Кохинура" прослеживается достоверно с 1300 г. Легенды же рассказывают о значительно более ранних событиях, связанных с этим камнем.

      В 1849 г. сокровищница Лахора перешла во владение английских властей. Бриллиант сначала попал к генерал-губернатору Индии сэру Джону Лоуренсу и едва не был потерян: губернатор не придал значение ценности камня, и только верный слуга нашел его среди вещей господина.

      6 апреля 1850 г. "Кохинур" покинул пределы Индии и достиг Британии 2 июля 1850 г. Ценный груз принял исполняющий обязанности председателя совета директоров Ост-Индской компании Дж. В. Логг, который и передал бриллиант, в числе прочих индийских ценностей, королеве Виктории.

      В 1851 г. бриллиант был выставлен на Большой выставке в Лондоне. Несмотря на то что за драгоценным камнем закрепилась дурная слава как о предмете приносящем несчастья владельцу, королева игнорировала предубеждения и носила его в венце.

      Индийские источники пишут, что королева Виктория испытывала неловкость перед Индией за вывоз камня "Кохинур".

      В 1852 г. бриллиант был переогранен в Амстердаме и приобрел плоскую форму. Масса камня при переогранке уменьшилась со 191 до 108,9 карата.

      Целесообразность переогранки вызвала много сомнений и критики, так как весьма сомнительна сама операция над известнейшим в мире бриллиантом, со значительной исторической и культурной ценностью, потерявшим в итоге более 42% своей драгоценной массы.

      В 1853 г. "Кохинур" был инкрустирован в британскую королевскую корону в составе других 2 тыс. более мелких бриллиантов.

      Сейчас "Кохинур" в составе короны королевы Елизаветы хранится в Тауэре.

      В начале декабря 2015 г. стало известно, что группа индийских граждан собирается подать иск к Великобритании о возвращении алмаза "Кохинур", который украшает корону Елизаветы II. По их мнению, драгоценный камень был незаконно вывезен британцами из Индии.

      Ранее с требованием вернуть алмаз выступал пакистанский адвокат Джавад Икбал Джафри, который подал в суд на британскую королеву Елизавету II и власти Пакистана. Однако суд города Лахор отклонил его иск.

      Китайские бронзовые статуэтки

      Фото:Welt

      Продажа двух китайских статуэток эпохи династии Цин на аукционе Christie’s вызвала резкую критику со стороны властей КНР в адрес организаторов торгов. Оба предмета искусства входили в коллекцию Ива Сен-Лорана.

      За бронзовые скульптуры, изображающая головы крысы и кролика, некогда украшавшие зодиакальный фонтан летнего дворца императора Цин Луна "Юаньминъюань", анонимный покупатель выложил из собственного кармана по 15 745 000 евро.

      Предметы ожесточенного спора около 150 лет в числе дворцовых сокровищ были вывезены из Китая французскими и британскими войсками, осаждавшими Пекин.

      Пять бронзовых статуй фонтана — обезьяна, бык, тигр, лошадь и свинья — смогли вернуться в Китай благодаря государственной компании Poly Group и магнату из Макао Стэнли Хо, выкупивших их на аукционе, и экспонируются теперь в Пекине.

      Еще одну статую возвратил с помощью частного предпринимателя Национальный фонд сокровищ, занимающийся возвращением награбленных ценностей на родину.

      Как настаивает государственное управление по культурному наследию КНР, "фигурирующие предметы были нелегально вывезены из страны".

      "В последние годы Christie’s часто продавал предметы культурного наследия, которые были украдены или вывезены контрабандой из Китая", — заявили в управлении, подчеркивая вместе с тем, что организаторам аукциона неоднократно направлялся призыв снять с торгов обе статуэтки.

      Однако парижский суд, рассмотрев дело о возможности выставления двух бронзовых голов животных из зодиакальной клепсидры (водяных часов) летнего дворца китайского императора Цин Луна, находящихся в уникальной коллекции искусства Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, на торги "Кристис", вынес решение в пользу аукционного дома.

      Парижский суд также постановил, что представители китайской стороны должны выплатить по тысяче евро штрафов аукционному дому "Кристис" и фирме Пьера Берже соответственно.

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить