ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Санкции США против российской автомобильной промышленности окажутся неэффективными

      Москва, 21 августа - "Вести.Экономика" 4 июля США собирались ввести санкции против второго по величине производителя автомобилей в России, Горьковского автомобильного завода, ГАЗ.

      Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) внесло компанию, принадлежащую российскому олигарху Олегу Дерипаске, в свой список санкций еще в апреле 2018 г. В этот список вошли многие другие компании Дерипаски. Однако вот уже шестой раз за год откладывается введение санкций против производителя автомобилей.

      Учитывая, что ГАЗ – один из двух крупнейших автопроизводителей в России и играет важную роль для российской экономики и социальной стабильности, важно понять то, какое влияние могут оказать эти санкции.

      Чтобы ГАЗ был исключен из списка санкций, Дерипаска должен отказаться от контроля над компанией. Его компания "Русские машины" контролирует 65,5% акций ГАЗа, Дерипаска является конечным бенефициаром. И чтобы защитить ГАЗ, он должен сократить свою долю до 50%.

      Почему ГАЗ так важен?

      Президент ГАЗ сообщил, что компании придется сократить производство на 40%, если она не получит государственную поддержку на сумму $500 млн. Основная проблема состоит в том, что если санкции вступят в силу, то компания не сможет покупать запчасти и производственные комплектующие.

      ГАЗ зависит от импортных комплектующих, так как он может производить только 50–70% необходимых компонентов. То есть, если будут введены санкции, компания не сможет работать со своими зарубежными партнерами. Производство остановится. В ГАЗе работает около 40 тыс. человек, остальные 360 тыс. работников цепочек поставок могут остаться без работы в случае банкротства компании. Словом, введение санкций поставит под угрозу 400 тыс. работников по всей стране.

      Эта крупная автомобильная компания – часть одной из важнейших отраслей промышленности России, которую нельзя утопить. И российское правительство проведет бэйлаут компании, несмотря ни на что. В прошлом году российское государство выделило финансовую помощь ГАЗ на сумму $130 млн. То же самое произошло с "АвтоВАЗом", крупнейшим российским производителем автомобилей, во время мирового экономического кризиса в 2009 г. Компания избежала банкротства, получив финансовую помощь в размере $600 млн от российского правительства.

      По словам Дерипаски, если санкции США вступят в силу, ГАЗ, возможно, объявит о банкротстве и национализации. Российское правительство не может позволить такой компании умереть, так как в таком случае десятки, если не сотни, рабочих лишатся работы. Кремлю не нужно дополнительное социальное давление и недовольство, пока он борется с внутренними экономическими проблемами. Хотя министр промышленности и торговли Денис Мантуров утверждает, что вариант национализации ГАЗ пока не обсуждался в правительстве.

      Еще в 2018 г. вице-премьер России Дмитрий Козак заявил, что правительство рассматривает различные способы, которые помогут исключить ГАЗ из списка санкций. По его словам, немецкая компания Volkswagen Group заинтересована в том, чтобы приобрести долю в ГАЗе. Однако глава Volkswagen Group Rus Маркус Озегович заявил, что пока компания не может купить долю в ГАЗе из-за санкций США. Он намерен дождаться политического решения между сторонами.

      Дерипаска сказал, что зарубежные партнеры ГАЗа уже прекращают сотрудничество с российской компанией. По словам Дерипаски, многие поставщики и партнеры уже перестали работать с компанией, стремясь избежать негативного воздействия санкций. В декабре 2018 г. завод ГАЗ прекратил сборку Mercedes-Benz Sprinter Daimler, также из опасений в отношении санкций.

      Дерипаска считает, что Кремль выигрывает от санкций США против ГАЗ.

      "Очередная возможность государственным бюрократам получить больше возможностей для манипуляций, когда 70% российской экономики находится в руках государства", - утверждает миллиардер.

      Поэтому санкции не окажут должного эффекта, поведение Кремля не изменится. Напротив, это вытолкнет иностранный бизнес из России. Однако вряд ли они нанесут ущерб ГАЗу. Например, государственная корпорация "Ростех" усилила контроль над компаниями-производителями автомобилей, "КамАЗом" и "АвтоВАЗом", во время борьбы.

      В июне 2019 г. работники ГАЗ впервые провели демонстрацию перед посольством США в Москве. Они призвали Вашингтон не вводить санкции против их работодателя. Демонстрация повторилась 4 июля перед особняком Второва, резиденцией посла США в России.

      Сам факт того, что США откладывают срок введения санкций, говорит о том, что Вашингтон пока не уверен, как поступить с ГАЗом, если его приобретет государство. Если российский частный бизнес разорвет сотрудничество с европейскими и американскими партнерами, это принесет лишь большую пользу Кремлю. У Дерипаски есть еще 4 месяца, чтобы решить эту проблему с OFAC. За этот период европейские партнеры ГАЗ продолжат сокращать связи с компанией.
      

      Новости партнеров

      Тест. Вторая мировая война. Знаете ли вы ее предысторию?

      1 сентября 1939 года, ровно 80 лет назад, началась Вторая мировая война. Сегодня исторический ревизионизм набирает обороты. Россию все чаще не зовут на торжественные мероприятия, в честь каких либо памятных дат, связанных с войной.

      
      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить