ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Счетная палата увидела недостижение целей по пенсиям, доходам и бедности

      Москва, 14 октября - "Вести.Экономика". Счетная палата представила заключение на проект бюджета РФ на 2020-2022 гг.: многие показатели завышены, а меры достижения целей недостаточны. Пенсии и реальные доходы населения будут расти медленнее, чем обещается в бюджете, и не достигнут целей, поэтому не будет достигнут и целевой показатель снижения бедности.

      Фото: ТАСС.

      Согласно указу президента в 2020 г. страховые пенсии неработающих пенсионеров должны вырасти на 6,6%, в 2021 г. - на 6,3%, в 2022 г. - на 5,9%, в 2023 г. - на 5,6%, в 2024 г. - на 5,5%.

      "Учитывая, что индексируются только пенсии неработающих пенсионеров, параметры пенсионного обеспечения, заложенные в прогнозе, могут не обеспечить достижение цели Указа № 204 по реальному росту пенсий (майский указ президента 2018 г.)", - отмечается в заключении Счетной палаты.

      "Предусмотренная прогнозом более высокая (по сравнению с индексом потребительских цен) индексация страховых пенсий, как уже отмечалось, проводится только для неработающих пенсионеров. Следовательно, влияние на уровень пенсионного обеспечения в целом будет меньше, и его может оказаться недостаточно для обеспечения роста уровня пенсионного обеспечения в целом выше уровня инфляции", - подчеркивает Счетная палата.
      Не будут расти доходы и населения, как планируется в бюджете.

      Реальные располагаемые денежные доходы в первом полугодии текущего года находились в отрицательной зоне (сокращение на 1,3%). В результате прогнозная оценка в целом по году была понижена до 0,1% (1,0% в сценарных условиях).

      "Необходимо отметить, что в прогнозе не приводится достаточных обоснований выхода реальных располагаемых денежных доходов населения по итогам 2019 г. в положительную область, - отмечает Счетная палата. - Хотя во II квартале снижение замедлилось, для выхода на прирост в 0,1% реальные располагаемые денежные доходы населения должны вырасти во втором полугодии не менее чем на 1,5%".

      При этом реальная заработная плата не будет оказывать поддержку росту реальных располагаемых доходов.

      Определенную поддержку темпам роста реальных доходов населения окажет более низкий уровень инфляции, ожидаемый по итогам текущего года (3,8% против 4,3% в сценарных условиях).

      С учетом ожидаемого околонулевого роста реальных располагаемых доходов в меньшую сторону была скорректирована прогнозная оценка по обороту розничной торговли в 2019 г. (1,3% вместо 1,6% в сценарных условиях), а оценка по платным услугам населению перешла в отрицательную область (-0,5% с 1,4% в сценарных условиях) на фоне негативной текущей статистики.

      В соответствии с прогнозом правительства темпы прироста реальных располагаемых денежных доходов населения ускоряются с 0,1% в 2019 г. до 2,3% в 2022 г. и до 2,4% в 2024 г. за счет снижения давления со стороны долговой нагрузки, а также роста доходных компонентов в результате реализации мер социально-экономической политики.

      Перечисленные в прогнозе меры государственной политики, направленные на обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, по мнению Счетной палаты, не смогут в полной мере обеспечить заявленные темпы роста доходов граждан.
      Так, ежегодное установление МРОТ в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года означает прирост размера МРОТ темпами ниже индекса потребительских цен начиная с 2021 г.

      Реализация мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, по мнению Счетной палаты, должна приводить к росту доходов от предпринимательской и другой производственной деятельности в структуре доходов населения.

      Однако в соответствии с прогнозным балансом денежных доходов и расходов населения их доля остается стабильной на протяжении всего прогнозного периода (6,2-6,3% в 2020-2024 гг.).

      Также, несмотря на заявленное в прогнозе снижение давления со стороны долговой нагрузки, проценты, уплаченные населением за кредиты, растут опережающими темпами по сравнению с динамикой в целом обязательных платежей (рост за 2019-2024 гг. – 1,86 раза и 1,58 раза соответственно), а их доля в доходах увеличивается (3,4% денежных доходов населения в 2018 г. и 4,4% в 2024 г.).

      С учетом изложенного существуют риски недостижения заявленных темпов роста реальных располагаемых доходов населения. В случае более медленных темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения, чем это ожидается в прогнозе, уровень бедности также будет снижаться более медленными темпами.
      Кроме того, проведенный Счетной палатой анализ прогнозных темпов роста реальных располагаемых доходов населения, темпов инфляции, величины прожиточного минимума, доли населения с доходами ниже прожиточного минимума показал, что Минэкономразвития России в прогнозных расчетах на 2022-2024 гг. существенно меняет исторически устойчивые параметры распределения населения по величине доходов, что в итоге обеспечивает более быстрое снижение расчетного значения уровня бедности в этот период. В отсутствии каких-либо пояснений в прогнозе Счетная палата полагает прогнозирумые темпы снижения уровня бедности завышенными.
      

      Новости партнеров

      Тест. Вторая мировая война. Знаете ли вы ее предысторию?

      1 сентября 1939 года, ровно 80 лет назад, началась Вторая мировая война. Сегодня исторический ревизионизм набирает обороты. Россию все чаще не зовут на торжественные мероприятия, в честь каких либо памятных дат, связанных с войной.

      
      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить