ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Сколько стоит Черноморский флот России

      07.03.2014 10:54Распечатать

      Гвардейский ракетный крейсер "Москва"

      Роль Черноморского флота России, которому ранее грозили списанием, актуализировалась на фоне обострившегося политического кризиса на Украине. При этом вопрос об адекватности “цены” ЧМФ в Москве, Киеве и Севастополе, где базируется флот, трактуется по-разному.

      На фоне последних потрясений на Украине внимание к Черноморскому флоту России, базирующемуся в Крыму, неизбежно усилилось. При этом представители украинской оппозиции, пришедшей к власти в Киеве в результате госпереворота, выступают за незамедлительный вывод ЧМФ.

      На днях к ним присоединилась и лидер партии “Батькивщина”, экс-премьер Украины Юлия Тимошенко. Призвав “убрать” Черноморский флот, ставший, по ее определению, очагом военной нестабильности на территории Украины, Тимошенко высказалась за денонсацию харьковских соглашений. Этими соглашениями, подписанными в 2010 г., предусматривалось продление срока аренды Севастопольской базы ЧМФ с 2017 г. по 2042 г. с возможной последующей пролонгацией еще на пять лет.

      Между тем, как заявил “Вести Экономика“ депутат Севастопольского горсовета Сергей Смольянинов (он приобрел известность в декабре прошлого года после призыва к президенту РФ Владимиру Путину ввести российские войска на Украину – тогда подобное заявление еще выглядело новостью), дальнейшее пребывание ЧМФ на полуострове служит для здешнего населения залогом политической и экономической стабильности. “Я гражданин Украины, живу в Крыму и, как многие его жители, думаю и говорю на русском языке. И, конечно, меня беспокоит то, что к власти в Киеве пришли радикалы, активно продвигающие националистические лозунги. Пока ЧМФ остается в Севастополе, мы можем спать спокойно”, - признал Смольянинов. Как он попутно заметил, присутствие ЧМФ также важно с точки зрения глобальной безопасности, поскольку известно, что украинские ВМС значительно уступают российским в боеготовности.

      Разумеется, все относительно. В сравнении с другими российскими флотами Черноморский, пожалуй, укомплектован на сегодня самыми старыми судами. И к тому же он находится в Черном море, выход из которого через пролив Босфор может быть заблокирован Турцией, уточнил замгендиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Впрочем, констатировал он, в последнее время ситуация с оснащением флота стала улучшаться.

      Подводная лодка "Краснодар"

      В феврале на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге была заложена четвертая “из черноморской серии” дизель-электрическая подводная лодка “Краснодар“ проекта 636,3. Подлодки этого проекта за свою бесшумность получили на рынке прозвище “черная дыра“. Подлодка “Новороссийск“ первая из четверки, предназначенной для ЧМФ, была спущена на воду в конце прошлого года и сейчас проходит испытания. А в феврале 2012 г. на ”Прибалтийском судостроительном заводе “Янтарь“ состоялась закладка фрегата “Адмирал Макаров” проекта 11356, которому, наряду с “Адмиралом Григоровичем“ и “Адмиралом Эссеном“, также предстоит пополнить корабельный состав ЧМФ. В числе новых поступлений в 2013-2014 гг. значатся и три новейших противодиверсионных катера проекта 21980 типа “Грачонок“, активно задействованных для обеспечения безопасности зимней Олимпиады в Сочи.

      Однако возраст подавляющего большинства из более чем трех десятков судов превышает 20 лет. А большой десантный корабль “Саратов“, который на днях вернулся из средиземноморского похода, и вовсе вступил в строй в 1966 г. Так, может, и для России было бы разумнее “убрать” и перестать тратить деньги на содержание устаревшего и ставшего декоративным, по мнению некоторых аналитиков, флота? Или хотя бы перебазировать его в Новороссийск, исключив тем самым необходимость ежегодных платежей Украине за аренду Севастопольской базы в сумме до $98 млн?

      Большой десантный корабль “Саратов“

      Но Новороссийский порт является торговым, он и так достаточно загружен, ответил первый зампред комитета по обороне Госдумы РФ Сергей Жигарев. Исторически, указал он, домом для российского Черноморского флота служит Севастополь. Тогда как сам ЧМФ, наряду с прочим, представляется значимым элементом обозначения российской государственности как во внешней, так и во внутренней политике. И если киевские политики задумают пересмотреть харьковские соглашения, которые были подписаны президентами и ратифицированы парламентами России и Украины, это может спровоцировать волну денонсации ряда других договоренностей, в том числе Будапештских 1994 г., гарантировавших суверенитет и территориальную целостность Украины, не исключил Жигарев.

      Последние решительные действия Москвы на украинском направлении, очевидно, и были ориентированы на то, чтобы в зародыше пресечь мысль о дестабилизации ситуации вокруг ЧМФ и каких-либо последующих изменениях в его судьбе, вопреки действующим договоренностям, подчеркнул председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ, главный редактор журнала “Россия в глобальной политике“ Федор Лукьянов. Причем, считает он, у России достаточно возможностей для недопущения нежелательного сценария.

      Кстати, именно из-за отсутствия уверенности в стабильных перспективах флота в значительной мере тормозилось его развитие. Хотя роль ЧМФ актуализировалась в последнее время в условиях возрастающей геополитической значимости данного региона в целом. “Если мы намерены и далее сохранить здесь традиционное влияние России, то должны озадачиться в том числе усилением флота. Как показывает опыт последних более чем 20 лет новейшей российской истории, если вы не хотите заниматься внешней политикой, она займется вами”, - сформулировал председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ.

      Что же до стоимости аренды Севастопольской базы для ЧМФ, то, по его оценке, она достаточно не велика. Правда, и здесь все относительно. К примеру, сооружение тех же фрегатов для ЧМФ, по данным главного редактора журнала “Экспорт вооружения“ Андрея Фролова, обходится в 15 млрд руб. (более $410 млн). И, следовательно, около одной четвертой части этой суммы можно приравнять к упомянутым арендным платежам. Тогда как для Украины, чей долг перед “Газпромом“ приближается к $2 млрд, обозначенная цифра, вроде бы, невысока. Но, с другой стороны, в феврале Киев сумел оплатить из январской задолженности за газ всего $191 млн (напомним, оплата за аренду Севастопольской базы ЧМФ производится в рамках расчетов за поставляемое Россией “голубое топливо“).

      У полуострова же свои мерки. Конечно, хотелось бы, чтобы город Севастополь и Автономная Республика Крым, где, собственно, и базируется ЧМФ, получали бы большую долю от платежей Москвы – пока им от Киева достаются копейки, рассказал Смольянинов. Наверное, поступающие средства следовало бы поделить более справедливо, согласился Сергей Жигарев. Так, например, в России, напомнил он, поступавшие за захоронение радиоактивных отходов в Красноярске-24 деньги делились пропорционально между названным закрытым городом, Красноярским краем и РФ.

      В оперативном режиме вдруг взять и изменить соответствующую схему оплаты, регламентированную двусторонними договоренностями, нельзя, возразил Федор Лукьянов. Но в дальнейшем, добавил он, в случае если нынешние украинские коллизии приведут к утверждению федеративного или конфедеративного устройства страны, к этому вопросу можно будет вернуться.

      Крым всегда добивался расширения финансирования , подтвердила замминистра экономики автономной республики Ирина Прохоренкова. По ее определению, для полуострова $98 млн (около 1 млрд грн.) - весомая величина, которая составляет одну четвертую часть от общей суммы, требующейся на восстановление здешней инфраструктуры.

      Наталья Приходко

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить