ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Евразийский проект возвращается

      24.09.2014 10:34Распечатать
      Несмотря на определенные риски, договор о присоединении Армении к ЕврАзЭс обязательно будет подписан, уверены в Ереване и Москве. А в перспективе также возможно дальнейшее расширение евразийского партнерства, чему поспособствовало бы выполнение нескольких ключевых условий.

      Проект договора о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕврАзЭс) в целом согласован. 1 сентября президент России Владимир Путин распорядился подписать данный документ. Ранее предполагалось, что финальная точка в подготовительном процессе (о намерении вступить в ЕврАзЭс и Таможенный союз армянская сторона заявила год назад) будет поставлена в ходе встречи президентов стран-участниц названных организаций 10 октября в Минске. Впрочем, не исключается, что это может быть сделано и позже, однако до 1 января 2015 г., когда начнет действовать Евразийский союз.

      Как сообщил "Вести. Экономика" из Еревана председатель исследовательско-аналитической общественной организации "Интеграция и развитие" Арам Сафарян, "президент Армении Серж Саргсян еще летом был готов подписать упомянутый договор". "В его поддержку также высказались президенты России и Белоруссии. Но пока нет соответствующей информации из Казахстана. Между тем, это очень важный документ для армянского государства, так как сулит ему просчитанные экономические выгоды и служит залогом сохранения суверенитета и национальной самобытности, - подчеркнул он.

      Как известно, в ЕврАзЭс решения принимаются на основе консенсуса. Но еще в мае президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, указав на сохраняющуюся карабахскую проблему, высказался за прием Армении в ЕврАзЭс в рамках официально определенных ООН границ, то есть без Нагорного Карабаха. Напомнив об этой оговорке Астаны, политолог и специалист по Кавказу Андрей Арешев, тем не менее, выразил уверенность в том, что в процессе присоединения Армении к евразийскому сообществу будет поставлена финальная точка.

      Пока же продолжающийся украинский кризис также добавляет сторонам беспокойства. Как заметил директор Института Кавказа Александр Искандарян, в Ереване не хотели бы, чтобы Армения стала ареной противостояния между Востоком и Западом (Россией и ЕС с США), как это случилось с Украиной.

      В последние годы, напоминают эксперты, Россия оставалась стратегическим партнером Армении, но при этом для последней также важно развивать связи с Евросоюзом и Соединенными Штатами, на территории которых проживают миллионные диаспоры армян. И в будущем, наряду с участием в ЕврАзЭс, Ереван допускает для себя активизацию связей на западном направлении. Этому могло бы поспособствовать и подписание в перспективе соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, о вероятности которого недавно упомянули в европейском руководстве.

      До сих пор в Брюсселе исключали возможность интеграции претендентов в европейском направлении в случае их участия в евразийском сообществе, пояснил чрезвычайный и полномочный посол РФ в Армении (2009-20013 гг.), директор региональных программ Института каспийского сотрудничества Вячеслав Коваленко. Но если, добавил он, ЕС откажется от ряда выдвинутых им ограничений, прежний жесткий принцип “или-или“ может смениться более перспективным принципом “и-и“.

      В результате к оживившимся в регионе интеграционным процессам в дальнейшем могут быть привлечены и другие страны постсоветского пространства. В частности, Украина, Грузия и Молдавия, которые в июне этого года подписали соглашения об ассоциации с ЕС. Подобный поворот событий возможен также потому, что полноценное членство в ЕС им в ближайшие десятилетия не светит.

      Сегодня, по словам директора тбилисского Института стратегии управления Петра Мамрадзе, представители Брюсселя честно отвечают Киеву, Тбилиси и Кишиневу, что расширять ЕС не собираются. То же самое говорят и в руководстве НАТО. К тому же не стоит преувеличивать значение самих соглашений об ассоциации: аналогичные документы у ЕС подписаны с более чем 30 государствами, в том числе Сирией и Турцией, рассказал Мамрадзе.

      В подобных обстоятельствах, отметил директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин, достаточно благоприятными - на фоне восстанавливающегося экономического сотрудничества с Россией - выглядят шансы Тбилиси на то, чтобы в перспективе была выработана некая новая формула взаимодействия Грузии с Евросоюзом, которая допускала бы активное продвижение грузинских компаний также на восточном направлении.

      И для Молдавии более разумно было бы избежать противопоставления двух стратегических векторов развития, ответил депутат парламента Республики Молдова Константин Старыш. Впрочем, не исключил он, ситуация в республике может измениться после парламентских выборов 30 ноября. В результате там способны прийти к власти новые силы, с тем, например, чтобы добиться переподписания соглашения об ассоциации с ЕС с учетом специфики и проблем молдавской экономики.

      Пока, судя по соцопросам, партии из ныне правящей в Молдавии проевропейской коалиции рискуют не набрать большинства голосов, необходимого для самостоятельного формирования властных структур. При том, что оппозиционные формирования, вроде Партии социалистов и вовсе грозят после выборов денонсировать соглашение об ассоциации с Евросоюзом.

      Так или иначе, в торговле с Молдавией Россия традиционно держится в лидерах как в сфере экспорта, так и импорта. А для Грузии она хоть и является четвертым по объемам товарооборота (в январе-марте 2014 г. составил около $304 млн, или 6,8% от общего показателя) партнером, но при этом имеет определяющее значение для наращивания грузинского экспорта. Тогда как со странами ЕС у грузинской стороны безнадежно доминирует импорт: при общем товарообороте в $2,879 млрд в 2013 г. он достиг $2,271 млрд.

      Очевидно, что быстро переориентировать потоки своей продукции исключительно на европейском направлении молдавскому и грузинскому государствам не удастся. В этой ситуации упомянутая выше новая компромиссная формула, разработанная при благосклонном отношении ЕС, могла бы помочь Тбилиси и Кишиневу сохранить и увеличить свой экономический потенциал за счет более активного участия в евразийском проекте.

      При этом залогом жизнеспособности самого евразийского партнерства служит всемерная поддержка внутри региональных связей и экономик. В этой связи немаловажно также обеспечить более динамичный рост ведущей российской экономики, что имеет как практическое (из-за ее торможения сегодня также снижается товарооборот среди стран ЕврАзЭс), так и пропагандистское значение.

      В свою очередь обеспечение более привлекательного имиджа страны с успешно развивающейся экономикой облегчило бы для России выполнение трех сопутствующих политических условий, выполнение которых также посодействовало бы продвижению евразийского партнерства. В их числе расширение взаимодействия Москвы с различными силами в странах ближнего зарубежья (за исключением национал-радикалов), пригодными на роль потенциальных союзников, прежде всего в решении вопросов торгово-экономического сотрудничества, при одновременной поддержке тамошнего русского, русскоговорящего и пророссийски настроенного населения и активизации совместных усилий по урегулированию территориальных проблем, также тормозящих развитие экономик.

      Упомянутые обстоятельства, очевидно, будут учитываться Москвой при ее участии в разрешении кризиса на Украине, за которым сегодня с повышенным вниманием следят не только в Ереване.

      Наталья Приходко

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить