ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      ОСК: импортозамещение технически выгодно

      25.12.2014 18:05Распечатать
      Объединенная судостроительная компания планирует сосредоточить свою работу внутри страны. Из-за санкций импортозамещение стало одной из главных задач ОСК. Об этом в эксклюзивном интервью рассказал глава корпорации Алексей Рахманов. Он подвел итоги уходящего года и обозначил приоритетные задачи на год следующий.

      Объединенная судостроительная компания планирует сосредоточить свою работу внутри страны. Из-за санкций импортозамещение стало одной из главных задач ОСК.

      Алексей Львович, долго выбирала тематику, с какой начать. То ли с рубля, который, безусловно, оказывает сейчас влияние практически на любые виды бизнеса, то ли жизнью под санкциями? Последний раз, когда мы встречались, вы как раз только попадали в этот список. Давайте начнем с вертолетоносцев. У кого-то 31 декабря и 1 января - праздники, а у всей страны такие томительные дни ожидания поставок. Ваш прогноз, увидим ли мы их или не увидим?

      Я думаю, что вопрос останется исключительно в политической плоскости. Я не знаю, что будет придумано для того, чтобы еще раз объяснить, почему нам нужно опять подождать с поставкой этих вертолетоносцев. Мы свою работу сделали, работу сделали честно, в хорошем, между прочим, дружеском духе сотрудничества с нашими французскими коллегами, и не только судостроителями, но с компаниями, которые производили различные системы и оборудование. Будет обидно потерять такого рода наработки. Но, с другой стороны, это контракт министерства обороны, и оно само хорошо знает, насколько это тяжело для них или плохо. Конечно, мы без него сможем обойтись, мне так кажется. А дальше покажет время.

      Заместитель министра обороны Юрий Борисов говорил на этих выходных, что возвращение всех вложенных денег в этот проект было бы более предпочтительно в сегодняшних реалиях. Вы согласны с этим мнением или все-таки лучше получить непосредственно вертолетоносцы?

      У наших технических специалистов есть много претензий к типу этого корабля, и с точки зрения его возможности работать в северных широтах, и с точки зрения большой его парусности, которая вызывает серьезную качку, и моряки говорят, что есть вопросы к тому, как они себя чувствуют на борту. Поэтому, может быть, с этой точки зрения для нас это было бы интересней, и мы могли бы, на самом деле, сделать корабль военный, который был бы более приспособлен для работы в российских условиях.

      Все зависит от того, насколько французская сторона готова будет выполнять свои обязательства, поскольку не наш контракт, не могу комментировать, не знаю его точных цифр. Но, скорее всего, штрафные санкции поверх уже заплаченных авансов - это будет стандартная история для судостроения. Каждый раз, когда мы берем на постройку корабль, особенно для наших иностранных заказчиков, существует такая вещь, как гарантия возврата аванса, банковская гарантия, которая будет востребована, как только наступят соответствующие контрактные условия.

      "Мистраль" - это такая частная история, как вы правильно сказали, политически санкционная. А если говорить глобально, уже практически полгода, может быть, даже больше, поправьте меня, ОСК находится в санкционном списке. Как живется?

      Живется нормально. Мы не получили каких-то очень резких проблем от этого. Конечно, это создало нам массу неудобств. Связано это с расчетом, когда в них использовались доллары США. Кроме того, по ряду позиций нам пришлось отказаться от закупки в разных странах комплектующих. Но они не были критичными и пока не повлияли на сроки сдачи кораблей.

      Конечно, самая тяжелая история - это связанная с энергетическими установками, которые происходят с Украиной. И в этом смысле все работы, которые необходимы для замещения этого товара, этого продукта, этих энергетических установок, все мероприятия выполнены. Осталось только дождаться их результата. И я думаю, что через 2 с половиной года мы уже получим энергетические установки отечественного производства, которые будут не хуже, а лучше, и уже на несколько новом техническом уровне, чем то, что мы покупали до этого.

      Получается, что импортозамещение - это не просто некий такой информационный тренд, о котором мы сейчас все любим поговорить. А это реальная, новая экономически выгодная история?

      Она скорее даже не экономически выгодная, а технически выгодная история, поскольку мы отказываемся от поставок, которые были спроектированы в середине прошлого века, которые находились на производстве достаточно долго. И может быть, от этого они и были выгодны, поскольку они были дешевы. Но при этом, когда мы начинаем говорить о переходе на следующий технологический уклад, видно, что мы можем сделать лучше, можем сделать проще, даже в некоторых случаях дешевле.

      Есть ли какая-то статистика, насколько процентов вы смогли заместить зарубежные компоненты на российские? Зарубежные технологии на российские?

      С точки зрения замещения есть два разных тренда. Первое: остановила ли нас проблема с импортом от производства? В большинстве случаев нет, потому что либо были созданы заделы, либо мы смогли найти какие-то эквиваленты. С точки зрения замещения работы очень разнятся по времени. Если это электронная компонентная база, то она может быть замещена в течение нескольких лет в большинстве своем. Но есть очень сложные изделия, в которых подготовка производства требуется гораздо более в длинных сроках.

      Но, еще раз повторюсь, что мы работаем с нашими комплектаторами первого, второго и третьего уровня, для того чтобы очень точно и внимательно оценить возможности и необходимые усилия, для перехода на компонентную базу, произведенную в Российской Федерации. В некоторых случаях, может быть, это даже будет нецелесообразно делать, если мы сможем диверсифицировать источники поставок, например из тех стран, которые не вводили санкции против Российской Федерации. Но если говорить в широком смысле этого слова, конечно же, важно, чтобы для военной продукции все, что мы потребляем для наших военных кораблей, производилось в стране.

      Конец года принес нам еще и блок валютных проблем. Вы как-то уже начинаете подстраиваться под те новые реалии, которые мы видим по нашей национальной валюте?

      Конечно, мы предпринимаем все необходимые шаги, но при этом нужно понимать, что норма рентабельности, с которой работает Объединенная судостроительная корпорация, переварить такого рода процент мгновенно будет очень сложно. При этом мы исходим из того, что для целей выполнения Гособоронзаказа будут предложены некие компенсирующие меры или мероприятия, в том числе и, возможно, со стороны банков, которые нам позволят остаться в существующем объеме долга, который мы сможем обслуживать.

      Что касается коммерческих кредитов, здесь ситуация несколько иная. Конечно же, нужно будет обращаться к чертежной доске, для того чтобы определять, каким образом и при каких условиях мы сможем процентные ставки выдержать. Ситуация, еще раз повторюсь, непростая. Но мы пока не паникуем, поскольку понимаем, что так или иначе, если мы работаем для заказчиков, которые покупают нашу продукцию для целей международных перевозок, ценообразование может оставаться в свободно конвертируемой валюте. Таким образом, мы можем закрыть этот валютный риск.

      Все, что касается внутреннего заказа, исключительно особенно того, который диктуется и прописан в Федеральном бюджете, нам необходимо будет искать какие-то дополнительные решения. Путей для оптимизации достаточно много. Мы сейчас готовим конкретный план, который будет состоять буквально из четырех-пяти основных пунктов, которые мы предложим пообсуждать. И надеюсь, найдем компромисс и с министерством обороны, и с министерство финансов, и, безусловно, с министерством промышленности, которое нам в этом сильно помогает.

      Кстати, у вас в проекте бюджета на 2015 год был предусмотрен взнос капитала в Объединенные судостроительные корпорации, который, собственно, пойдет на выплату кредита Сбербанка. То есть это означает, что со всеми остальными кредитами вы, в принципе, справитесь?

      Но это конкретный был инструмент, который был предложен в контексте реструктуризации задолженности при покупке северной верфи, и здесь мы лишь исполняем решения, которые были приняты еще в 2012 году. Все, что касается остальных кредитов, они у нас делятся на две крупные категории. Первая: это кредиты, которые мы получили под государственные гарантии в рамках исполнения государственного оборонного заказа. И вторая часть кредитов, которые, собственно говоря, брались либо на поддержку операционной деятельности, либо для каких-то конкретных проектов. Мы по каждому из этих блоков будем анализировать и готовить наши предложения. Надеюсь, что справимся, но это будет непросто.

      Учитывая эти две новые вводные: валютные колебания и возросшую процентную ставку, стоимость кредитовая, стоимость фондирования. Ваше экспертное мнение, что будет с отраслью в следующем году?

      Проблемы у нас будут общие вместе со всеми, кто работает по бюджетным заказам. Я надеюсь, что будем все выбираться вместе. Я не исключаю, что нам предстоит достаточно серьезно оптимизировать и приоритезировать параметры технического перевооружения, как раз ровно для тех целей, которые позволят нам улучшать производительность труда, уменьшать затраты и сокращать сроки строительства. Это будет один элемент.

      Второй элемент - это, конечно же, сохранение текущих параметров финансирования кредитных программ в рамках Гособоронзаказа. Если эти две темы мы сможем реализовать в том виде, в котором нам сейчас представляется, я думаю, у ОСК все будет более-менее нормально.

      Судя, по крайней мере по тем цифрам, которые у меня сейчас есть, пока что у ОСК все более чем нормально, потому что и по выручке у вас 30%-й рост, и все остальные финансовые показатели более чем в норме.

      Это правда. Мы заканчиваем 2014 год с достаточно хорошими показателями. Выручка будет около 300 миллиардов рублей. Прибыль, которую мы получим по итогам 2014 года, превысит 7 миллиардов рублей. Это некий новый показатель для ОСК. Раньше мы в основном жили в убытках. Но при этом еще очень многое нам предстоит сделать, поскольку выручка на 2015 год должна превысить 380 миллиардов рублей, параметры по рентабельности опять же выходят на более высокие цифры. Но все будет зависеть от того, каким образом мы сможем провести тектонические изменения в экономике судостроительного производства в 2015 году.

      Давайте вернемся к внутренней отрасли, к российской отрасли судостроения, тем более что у нас появился новый регион. Судостроение в Крыму. Вы уже рассматривали этот регион? Может быть, какие-то конкретные проекты уже есть?

      Во-первых, в рамках работ на полуострове нами уже проводилась достаточно серьезная работа. Если можно так сказать, мы взяли шефство над рядом предприятий, которые потихонечку начинаем загружать нашими заказами. Там есть несколько активов, которые для нас были и остаются весьма интересными, и мы эту работу продолжим.

      С точки зрения санкционных проблем Крыма, они в основном будут касаться военного кораблестроения, и с этой точки зрения есть ряд интересных предложений, которые позволят нам эти программы реализовать. В целом мы смотрим достаточно оптимистично, поскольку Крымский полуостров - это очень интересное место для реализации такого рода проектов. Экономически, скорее всего, это будет тоже интересно. Мы имеем относительно выгодное предложение с точки зрения рабочей силы.

      Алексей Львович, какие у вас планы в 2015 году?

      Во-первых, завершить те организационные преобразования, которые корпорация начала в 2014 году. Это и смена управленческой команды, и внедрение ряда принципов, которые давно были задуманы, но не были по каким-то причинам реализованы в корпорации. Это и 100%-е выполнение Гособоронзаказа в 2015 году. Я взял такие обязательства перед президентом и не могу с этим теперь не справиться. Это обязывает.

      При этом, я понимаю, что эту задачу я буду выполнять не один, а вместе с моими коллегами, моими заместителями, директорами предприятий, директорами департаментов. И, собственно, к этому будет привязана еще одна инновация в корпорации, связанная с новым подходом и к оплате труда, и к бонусной части. Это, конечно же, программа технического перевооружения. Мы планируем начать модернизацию ряду верфей там, где уже эти проблемы назрели.

      Конечно же, мы планируем выполнить те задачи, которые перед нами поставило руководство страны по оптимизации операционных затрат компании. Но это как минимум то, что уже у нас воплощено в ряд наших планов. Мы сейчас готовим бюджет на 2015 год, он будет рассматриваться на совете директоров в ближайшее время. И я надеюсь, что нас совет директоров поддержит и мы сможем уже просто заняться тем, что должны делать. Просто работать.

      Беседу провела ведущая ТК "Россия-24" Татьяна Наумова.

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить