ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      Эксперт: заморозка пенсий может привести к обратному

      17.11.2016 11:14Распечатать
      О задачах, стоящих перед Ассоциацией негосударственных пенсионных фондов, работе над новой концепцией пенсионных отчислений и важности сохранения накопительной части пенсии рассказал в интервью президент Сергей Беляков

      Почему негосударственные пенсионные фонды считают заморозку нежелательной и требуют сохранить обязательную накопительную систему? На эти вопросы в эксклюзивном интервью ответил Сергей Беляков, президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов.

      - Центральный банк присвоил Аассоциации негосударственных пенсионных фондов статус саморегулируемой организации (СРО) на финансовом рынке. Что это означает для организации, примечательное ли это событие для вас?

      - Да, это новость хорошая, надеюсь, не только для ассоциации, но и для рынка, и для участников ассоциации. Что это для нас означает? Мы целенаправленно шли к получению статуса саморегулируемой организации. Мы его наконец получили. Мы много давали комментариев, что никаких причин беспокоиться по поводу получения статуса нет. Наконец-то это событие состоялось. Для нас это серьезный вызов.

      Мы должны соответствовать требованиям законодательства о саморегулируемой организации, проверять фонды, которые являются членами нашей ассоциации. Уже не просто ассоциации, а членами СРО. Поэтому мы обязаны стать эффективным инструментом для обеспечения эффективного функционирования фондов участников рынка.

      - Депутаты Государственной думы сделали вам еще один вызов в виде одобрения законопроекта о продлении заморозки пенсионных накоплений.

      - Это вы правильно сказали. Это вызов для всех - для нас и для экономики.

      - С одной стороны, увеличатся трансферты в Пенсионный фонд из государственного бюджета, и цифры уже обозначены. С другой стороны, мы имеем отсутствие каких-либо фактических правил на пенсионном рынке, по-прежнему детали обсуждаются. Как вы видите, какова миссия СРО в подобных условиях? Какие идеи может предложить СРО, что уже рынок воспринял, существует ли некий набросок новых правил игры?

      - Ну, давайте так. Дадим сначала оценку решения о продлении заморозки на период до 19-го года. Это тяжелое решение. Почему? Потому что это приводит к достижению совершенно обратного эффекта, нежели то, что хотели достичь авторы этой инициативы. То есть, когда заморозка вводилась первый раз, она интерпретировалась как отложенная мера, позволяющая проверить соответствие участников финансового рынка - пенсионных фондов - требованиям меняющегося законодательства.

      На самом деле была основная задача - это взять часть средств из накопительной системы, для того чтобы сбалансировать бюджет Пенсионного фонда.

      Выяснилось достаточно быстро, что оппоненты, к которым и я относился, которые говорили о том, что эффект будет обратный и разбалансировка будет еще больше и дефицит будет увеличиваться. А потребность этот дефицит восполнять чем-то будет только усугубляться. Вот это оказалось правильным предположением.

      Мы видим, что дефицит бюджета Пенсионного фонда увеличивается. Больше того, это проблема не только увеличивающегося дефицита Пенсионного фонда, это проблема необходимости выполнять обязательства перед текущими пенсионерами, которые тоже никак не решаются с помощью тех средств, которые изымаются из накопительной части.

      Более того, ту часть, которую берут, замораживая определенные средства, накопительные средства, берут у нас с вами как будущих пенсионеров. Вот это решение потребует уже нашу пенсию балансировать сокращающимся объемом финансовых ресурсов, которыми распоряжается Пенсионный фонд России. Потому что экономика растет не теми темпами в будущем, пока она вообще не растет.

      - Экономика России вообще не растет, 9-й квартал подряд у нас рецессия.

      - Да. Количество пенсионеров увеличивается. Количество работающих сокращается. Доходы сокращаются. Соответственно поступления в бюджет Пенсионного фонда сокращаются. Соответственно задачи, которые нужно решать сокращающимся объемом средств, увеличиваются.

      Принимая решение о продлении заморозки пенсионных накоплений, мы усугубляем эту задачу. И те данные статистики, на которые вы ссылаетесь, тому свидетельство. Это первое. Второе: на днях было сделано абсолютно правильное заявление руководством Центрального банка о том, что гражданам хорошо перестать тратить. Говоря о том, что гражданам хорошо перестать бы тратить, это очень важный сигнал для того, чтобы понять, какие настроения должны быть поощряемы в экономике.

      Мне кажется, задача - не просто претендовать на тот ресурс, который сформирован в виде накопительных средств, а это более 5 триллионов рублей, это колоссальные деньги.

      - То есть они есть?

      - Они есть. Так вот надо не просто попытаться взять их и заткнуть дыры сегодняшнего дня, а продолжая сравнение с гражданами, потратить эти деньги. А нужно умно их использовать, инвестировать их, откладывать их, заставлять их работать, создавать условия для эффективной работы этих средств.

      Такие инструменты и регулятором, и правительством созданы в виде финансового рынка, в виде инструментов финансового рынка, в виде профессиональных участников финансового рынка, которые вкладывают эти деньги, неся ответственность, которая установлена и законодательством, и ответственность перед своими вкладчиками. Они им должны с доходом возвращать эти средства. Мы видим по статистике, которую фиксирует Центральный банк, доходность таких инвестиций растет.

      Мы, вместо того чтобы использовать эти деньги умно, вкладывая в экономику, обеспечивая приращение вложенных средств, мы их просто тратим. И как с вами сказали в самом начале, эти траты не приводят к снижению разбалансированности Пенсионного фонда и вообще пенсионной системы в целом, наоборот, усугубляют ее. Вот это и есть та тяжесть ситуации, о которой я сказал вначале. Это очень плохо.

      - Проблема еще и в том, что отношение граждан к накопительной пенсии ведь может и ухудшаться. Кстати говоря, опрос, который в том числе и находится на сайте вашей организации, показывает смешанную динамику. Как бы вы прокомментировали? Мы движемся сильно назад?

      - Я бы ее не расценивал как неоднозначную. Наоборот, мы, для того чтобы разобраться, мы являемся заложниками восприятия ситуации или это действительно объективность, которую мы должны транслировать и доводить до государства на разных уровнях и до регулятора.

      Поэтому мы положительно относимся к тому, что такой опрос поставлен, и он достаточно показателен. Что он говорит? Говорит он однозначно о том, что граждане, во-первых, доверяют накопительной системе.

      Большое количество вкладчиков - это больше 50 миллионов с учетом вкладчиков в государственную управляющую компанию, участников накопительной системы тому подтверждение. Объем средств, который я упомянул, 5 триллионов рублей – это тоже свидетельство того, что граждане не просто на словах доверяют, они доверяют деньгами.

      Доверие деньгами - это самый высокий кредит доверия, который может существовать. Этот опрос тоже говорит о том, что, по мнению граждан, накопительная пенсия должна принадлежать гражданам. То есть они должны являться собственниками. Это значит, что у них не должны изыматься эти средства.

      Они накапливают на свою будущую пенсию. Посмотрите достаточно очевидный ответ – 85% считают именно так. По мнению большинства, 71% граждан ответили, что государство и работодатель не должны иметь возможность распоряжаться накопительной частью пенсии. То есть 71% граждан возражают против того, что государство за них приняло решение изъять эти деньги со своих пенсионных счетов, практически заморозив их. Ну, и следующий ответ тому подтверждение. Несправедливость заморозки оценивают 59% респондентов. Только 22 не согласны с тем, что это несправедливая мера. Мне кажется, что вот это очень опасная тенденция, когда мы принимаем решение:

      а) вредное для экономики,

      б) решение, которое не поддерживается большинством граждан.

      Мы тем самым формируем, создаем сами недоверие граждан к пенсионной системе. А это очень важный элемент социальной политики государства.

      Если граждане перестают доверять пенсионной системе, они перестают быть заинтересованы в существовании "белой" экономики, в получении "белых" зарплат. Они перестают быть противниками "серой" экономики. Они готовы согласиться на то, чтобы получать зарплату в "серую", уж коль эта зарплата не формирует их пенсионные накопления в том числе.

      Мы видим сейчас, что я далек от мысли, что есть прямая связь, но это один из серьезнейших факторов, серьезнейших факторов того, что мы видим, как растет доля "серой" экономики.

      - Многолетняя заморозка накоплений может полностью девальвировать саму идею. Центральный банк и Минфин предлагают новую схему пенсионных отчислений, которая подразумевает большую ответственность самих граждан. Приглашают ли вас к работе над деталями новой накопительной схемы пенсионных отчислений? Каковы очертания этой новой схемы?

      - Я должен сказать слова благодарности и Центральному банку, и министерству финансов за то, что эта работа проходит не в тиши кабинетов, не кулуарно, а потом участники рынка знакомятся. Они презентовали эту концепцию на финансовом конгрессе в октябре. Мы действительно с Центральным банком, как ассоциация, участвуем в плотной работе, для того чтобы помочь, как сделать схему работоспособной.

      Как я расцениваю концепцию, предложенную Центральным банком, министерством финансов? Эта концепция называется "концепция индивидуального пенсионного капитала". Как однозначное решение о необходимости сохранения накопительной системы. На мой взгляд, это не замена в существующей системе обязательного накопительного компонента. Это дополнение к ней.

      Мне кажется, это принципиально важно, потому что сохранение накопительной системы - в обязательном формате. Это ключевой фактор, для того чтобы вообще деньги в накопительной системе сохранились. Но как дополнение это очень важное. И принципиальная позиция Центрального банка - то, что накопительная система должна быть сохранена, - тоже важна, потому что именно двухуровневая пенсионная система в виде распределительной солидарной части и в виде накопительной части балансирует ее.

      Когда экономика растет, мы получаем эффект от инвестиций в растущую экономику, снижая нагрузку на Пенсионный фонд. Когда экономика падает, фонды, во-первых, учатся работать на падающем рынке. И увеличение доходности даже в текущих условиях говорит о том, что фонды научились работать. Это не особенность российских пенсионных фондов. Это специфика вообще участников финансового рынка, не только пенсионных фондов, во всех экономиках. Бывают периоды падения или низкого роста экономики. Но участники финансового рынка умеют работать на этой стадии развития финансового рынка.

      Наши фонды тому подтверждение. И вот такая активность профессиональных участников снижает нагрузку на Пенсионный фонд, на солидарную распределительную часть.

      Потому что основной параметр пенсионной системы коэффициент замещения, то есть тот уровень пенсионного обеспечения, который вы получаете, складывается не только из того, что государство вам дает, собирая с ныне работающих граждан, но и является частью инвестиций ваших собственных средств в свою будущую пенсию.

      И чем лучше инвестиции, чем они доходнее, чем больше вы откладываете на свою будущую пенсию, тем меньше нагрузка на распределительную составляющую. Это хорошо, что Центральный банк и министерство финансов это понимают.

      Я надеюсь, что наша совместная работа позволит сделать эту систему максимально работоспособной, избежать рисков, которые были обозначены при ее презентации.

      - Как вы оцениваете перспективы на следующий год? Каковы перспективы определения новых правил игры на рынке?

      - Идеальное решение было бы вернуться к тем предложениям, которые озвучила в августе месяце наша ассоциация, которая предложила, что если есть серьезные сложности бюджета, связанного с обеспечением трансферта Пенсионному фонду России, то необходимо снизить размер тарифа, который сейчас составляет 6%. Тариф, я имею в виду характеризующий обязательную накопительную систему, например до уровня 1-2% с действующих 6%. Таким образом, размер трансферта снижается с 350-380 миллиардов рублей до 58-60 миллиардов рублей. Что, на мой взгляд, совершенно подъемные для бюджета даже в текущих условиях суммы.

      Мы с вами говорим об этих суммах, когда мы уже видим параметры бюджета. Я ответственно заявляю, что это абсолютно подъемная для федерального бюджета сумма. Но мы бы сохранили обязательно накопительную систему, мы бы опять вернули доверие граждан и субъектов экономики к длинным пенсионным деньгам и к пенсионной системе.

      - Хорошая мера.

      - В целом это было бы идеально. Ни одна страна, которая отказалась от накопительной системы, не выиграла в части пенсионного обеспечения граждан. Зачем нам повторять негативный опыт других стран? Давайте повторять положительный опыт.

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить