ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      ЦБ: Росстат может переоценивать темпы роста инфляции

      31.07.2017 19:53Распечатать

      Москва, 31 июля - "Вести.Экономика". Банк России допускает вероятность того, что Федеральная служба государственной статистики РФ неверно оценивает темпы роста потребительских цен, завышая их значение в экономике страны.

      Об этом в интервью агентству "Рейтер" заявил директор департамента исследований и прогнозирования Банка России Александр Морозов.

      По его словам, в своей методологии Росстат занижает оборот розничной торговли и завышает темпы инфляции. Александр Морозов также отметил, что ЦБ совместно с чиновниками правительства и экспертами работает над "улучшением" методологии ведомства.

      При этом глава департамента исследований и прогнозирования Банка России признал, что существует определенная проблема в восприятии инфляционной ситуации со стороны населения: люди намного более чутко воспринимают рост цен и зачастую игнорируют тенденции по их снижению.

      – Вы довольны качеством данных Росстата? В частности, показателем розничного оборота, индекса потребительских цен?

      – Как это можно улучшить? Только в режиме обсуждения и диалога между Росстатом и заинтересованными ведомствами, специалистами в этой области. В моем департаменте, департаменте денежно-кредитной политики и в Минэкономразвития идет работа, мы участвуем в дискуссии. Когда будут получены результаты этой работы, мы увидим, что нужно изменить. Речь идет не о том, что вот Росстат такой плохой, использует какие-то плохие методики. Речь идет о том, как совместными усилиями эти методики улучшить, чтобы они давали более объективные результаты, на основании которых можно принимать более взвешенные решения.

      – Эти методики будут отличаться от международной практики?

      – Речь не идет о том, чтобы мы совсем ушли от международно признанных практик построения определенных индексов, но какие-то уточнения, безусловно, возможны и нужны.

      Например, вы упомянули вопросы адекватной оценки объемов розничной торговли. Интернет-торговлю Росстат на самом деле учитывает в обороте, но мы не можем сказать, насколько полно.

      Мы также обнаружили, что Росстат при оценке уровня цен по товарным позициям не учитывает спеццены и промо-акции, если акция имеет срок до недели. А цены на короткий срок (до недели) снижаются или продается несколько товаров по цене одного, и поскольку такого рода промо-акции стали пользоваться большой популярностью у населения, то есть объем покупок и доля покупок, совершаемых по этим промо-акциям, выросла, получается, что Росстат стал недооценивать реальный объём покупок.

      Возможно, кстати, это так или иначе сказывается и на оценке роста потребительских цен. Вероятно, недооценивая объемы потребления в рознице, Росстат может одновременно переоценивать темпы роста цен. Например, если по промо-акции покупаются два товара по цене одного, скажем за 200 рублей, то реальная цена единицы товара 100 рублей, а не 200. Если это учесть в расчете индекса цен, то индекс окажется ниже.

      – Население замечает больше рост цен, чем снижение. Как это можно изменить?

      – Только рост и замечает. Вопрос правильный. Мы пытаемся что-то с этим сделать. Здесь есть два направления. Первое – путем обеспечения ценовой стабильности, снижения темпов роста потребительских цен в целом снизить вероятность как минимум количество случаев, когда цены на отдельные товары или услуги быстро растут. Если не найдется ни одной услуги или товара, на которые цены растут больше чем на 10%, население перестанет говорить, что цены растут темпами 12%.

      – Может, в инфляционных опросах населения изменить вопросы?

      – Это второе направление – пытаться через разного рода публичные выступления, публикации, общение объяснять, что цены в целом растут не так быстро, что на отдельные товары они снижаются. Чисто психологически рост цен очень заметен, и на это сразу обращаешь внимание просто потому, что это вызывает психологическое неприятие: неприятно, когда надо тратить больше денег, настроение портится.

      Когда цены не меняются или снижаются, считается, что это само собой разумеется, из головы это выпадает на следующий день. Отсюда получается, что цены могут вообще не вырасти, а люди считают, что выросли на все. Больше всего обращают внимание на товары-маркеры, такие как молоко или бензин. Это те товары, которые люди чаще всего покупают. Есть товары, которые покупаются раз в год, и я просто не помню, какая была цена год назад, она может и снизиться, но я об этом могу только догадываться.


      Портал "Вести.Экономика" ранее сообщал о возникших сомнениях к достоверности публикуемых Росстатом данных. Министр экономического развития РФ Максим Орешкин пообещал, что после передачи Росстата в состав его министерства ситуация будет исправлена.

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить