Принц Мухаммед займется интеграцией шиитов

Москва, 12 марта - "Вести.Экономика". В апреле 2015 г. саудовская общественность была шокирована известием о том, что солдат Саудовской Аравии опубликовал сообщение в твиттере, где он угрожал саудовским шиитам в Катифе "резней".

Принц Мухаммед бин Салман, который тогда был министром обороны страны и еще не стал кронпринцем, вмешался в этот вопрос. Он отдал приказ допросить солдата и передать дело в военный суд.

Мухаммед Реда Насралла, бывший член Консультативного совета Саудовской Аравии, рассказал о некоторых деталях этого инцидента: "В то время я обратился к Его Высочеству принцу Мухаммеду и выразил благодарность от имени шиитских граждан в Катифе и Аше по этому вопросу. Я был удивлен его ответом, когда он заявил: "Это действие не ставило себе целью вызвать благодарность шиитских граждан, поскольку государство обязано обеспечивать их безопасность и защиту их прав".

В мае 2015 г. подорвал себя террорист-смертник ИГИЛ, в то время когда люди молились в мечети Имама Али ибн Аби Талиба, в результате чего погибли и получили ранения десятки человек. Это был первый случай, когда теракт был совершен в шиитской мечети в Саудовской Аравии.

Власти быстро и решительно отреагировали на этот вопрос. В прямом обращении к народу король Салман сказал: "Мы все огорчены отвратительным преступлением против невинных (людей) в мечети. Серьезность этого теракта противоречит мусульманским и общечеловеческим ценностям и вызывает у нас большую боль. Любой, кто принимал участие, планировал, поддерживал, сотрудничал или сочувствовал этому зверскому преступлению, будет привлечен к ответственности, будет осужден и понесет заслуженное наказание".

Принц Мухаммед бин Салман отдал распоряжение Мухаммеда Реда Насраллы посетить семьи погибших, чтобы передать соболезнование короля. Насралла утверждает: "Принц распорядился передать людям в Кудейе, что те, кто был убит в результате нападения, отныне будут считаться солдатами, погибшими при исполнении долга. То же самое касается тех, кто был ранен в этом инциденте. Государство выплатит 1 млн риалов каждой семье погибшего и 0,5 млн риалов пострадавшим".

В том же месяце король Салман приказал восстановить мечеть. Правительство Саудовской Аравии показало большую серьезность, целеустремленность и эффективность в борьбе со всеми случаями терактов, которые в последние годы проводились в шиитских мечетях. Оно значительно нарастило усилия по обеспечению безопасности и разведки для предотвращения будущих нападений. Оно также улучшило уровень сотрудничества между силами безопасности и людьми в обеспечении защиты региона Катиф, который перенес угрозу терроризма со стороны ИГИЛ и преступных группировок в Аль-Авамии. Силы безопасности действовали разумно, осторожно, но в то же время решительно и быстро.

Роль шиитов в укреплении нации

Шииты присоединились к третьему Саудовскому государству в начале 1913 г., когда Хаса и Катиф добровольно попали под власть короля Абдулазиза бин Абдулрахмана. Сопротивления или борьбы не было. Король Абдулазиз гарантировал людям этих регионов право практиковать свои религиозные ритуалы в соответствии с идеологией секты шиитов Джафари.

Доверие, установленное между шиитскими гражданами и королем, сохранялось десятилетиями. Большинство жителей восточной провинции, богатой нефтяными ресурсами, являются шиитами. Многие из них работают в Saudi Aramco, которую ранее называли арабско-американской нефтяной компанией. Они помогали построить заводы компании, добывать нефть из шахт, управлять объектами и обучать сотрудников.

Поэтому они непосредственно участвовали в развитии экономики королевства. Они также внесли свой вклад в сфере бизнеса, образования, банковского дела и ряда государственных секторов и сыграли важную роль в создании промышленного города Джубайль. Одной из самых выдающихся фигур, которые помогли развить этот город, был инженер Джамиль аль-Джиши, который впоследствии занимал пост посла Саудовской Аравии в Тегеране.

Такое эффективное участие в развитии экономики было оценено политическим руководством, но оно же разозлило экстремистов, которые принадлежали к движению "Такфири" и имели свои политические и юридические цели в отношении последователей других сект. Это движение стало продолжением исламского религиозного военного ополчения Ихван, которому царь Абдулазиз оказал сопротивление в знаменитой битве при Сабиле в 1929 г. Эта битва была вызвана радикальной позицией движения, которая, по мнению короля, наносит ущерб деятельности правительства и противоречит концепциям современного государства.

Проклятие "политического ислама"

"Сектантская" позиция экстремистов ухудшилась, после того как в 1979 г. в Иране вспыхнула Исламская революция, после оккупации Джухайманом аль-Отайби и его группой экстремистов в ноябре 1979 г. Великой мечети в Ираке. Эти события привели к "сектантской поляризации" и дали толчок для развития движений "политического ислама" как в суннитских, так и в шиитских общинах.

Исламская сахва (пробуждение), которая возникла на фоне беспорядков салафизма, суруризма и "Братьев-мусульман", была суннитским аналогом Иранской революции, в то время как последняя привела к созданию политических движений, таких как "Хезболла", движение "Хат аль-Имам" и исламской партии "Дава". Это политическое и юридическое наследие оказало негативное воздействие на саудовско-шиитскую общину, которая оказалась в центре региона, наблюдая за войной между Ираном и Ираком и конфликтом между суннитами и шиитскими исламистами. В то же время ряд международных политических держав пытались оказывать давление на саудовское правительство на международных аренах.

В 1993 г. саудовская шиитская оппозиция была разрешена в королевстве в рамках инициативы короля Фахда, основанной на его убеждении в том, что они являются гражданами, которые должны оставаться в своей стране и что проблемы можно разрешить путем диалога. Вера короля Фахда была результатом "Движения реформ", которое заявило, что противостояло вторжению Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 г. Тогда шейх Хасан аль-Саффар, лидер движения, призвал саудовских шиитов противостоять вторжению и поддержать правительство против иракских войск. "Движение" также отвергло выполнение любых задач в сфере безопасности и военных действий, которые служили Ирану. Таким образом, спор между "Движением" и Тегераном обострился, и многие его лидеры отправились в Дамаск, Лондон и другие города.

В сентябре 2004 г. Saudi Press Agency выступило с сообщением о реакции шейха Саффара на доклад Госдепартамента США о свободе вероисповедания. Саффар сказал: "Как американцы могут рассуждать о нарушении религиозных свобод и прав человека в той или иной стране, когда они спонсируют и поддерживают самые отвратительные преступления, которые израильские власти применяют против палестинского народа, придерживающегося своего законного права, чтобы добиться свободы и независимости?" Саффар также осудил "ложные призывы и сообщения американских партий о правах человека и нарушении религиозных свобод". Он ясно выразил свое несогласие с эксплуатацией шиитов, направленной на то, чтобы оказать давление на Саудовскую Аравию на международной арене.

Присутствие шиитов в Саудовской Аравии основано на убежденности, которая укрепляется с каждым днем, - убежденности, основанной на лояльности к стране и ее политическим лидерам, отказе от иностранного вмешательства и насилия и использования оружия, поддержании гражданского мира, без применения сектантской и расистской риторики, подтверждающей принципы исламского единства, установлении диалога для решения проблем и вере в закон, что должно гарантировать равные возможности среди граждан без какой-либо сектантской дискриминации. Равные возможности, общее мировоззрение.

Эта ориентация согласуется с планом "Видение-2030", в рамках которого планируется создать эффективное общество, которое придет к современному гражданскому обществу, где закон неподконтролен фаворитизму. Во время своей недавней встречи с египетскими журналистами в Каире саудовский кронпринц Мухаммед бин Салман положительно отзывался о гражданах Саудовской Аравии и об их роли в строительстве страны.

"Саудовские шииты способствуют возрождению страны и занимают лидирующие позиции", - сказал он. Его высказывание вызвало похвалу шиитских общин в королевстве. Шииты живут своей жизнью, так же как и остальные граждане. Они переживают переходный этап, когда кронпринц взваливает на себя тяжелое бремя - бремя, которое они несут в течение длительного времени, которое является "экстремистской фундаменталистской риторикой". Кронпринц пообещал "уничтожить экстремистов здесь и сейчас". Поэтому шиитские граждане больше не будут испытывать на себе давление, в их обществе больше не будет преобладать экстремизм, который был отмечен в предыдущие годы и не позволил многим из них выполнять свои национальные обязанности. Шииты в Саудовской Аравии - и все саудиты - теперь имеют шанс по-настоящему участвовать в создании "новой Саудовской Аравии" и эффективно содействовать этому процессу, наряду с политическим руководством строить свое будущее, не опасаясь сектантской дискриминации.

Новости партнеров

Форма обратной связи

Отправить

Форма обратной связи

Отправить