ВЕСТИ

Прямой Эфир

    Прогнозы

      ВЭБ ждет заметного снижения доходов бюджета к 2021 г

      Москва, 14 марта - "Вести.Экономика". Доходы федерального бюджета России снизятся с 16,5% до 15,4% ВВП к 2021 г., сообщается в прогнозе "Внешэкономбанка" (ВЭБ).

      ТАСС

      Относительные доходы федерального бюджета будут постепенно снижаться – с 16,5% ВВП в 2018 г. до 15,4% ВВП в 2021 г. Это снижение будет полностью связано с относительным уменьшением нефтегазовых доходов, - отмечается в прогнозе ВЭБа.

      Рост цен на нефть в 2018 г. приведет к увеличению доли нефтегазовых доходов федерального бюджета до 45% (36- 40% в 2016-2017 гг.), однако в последующие годы ожидается ее возращение на уровень около 40%.

      Тем не менее благодаря более высоким, чем заложено в законе о федеральном бюджете, ценам на нефть, доходы окажутся выше на 1 трлн руб. в 2018 г. и на 0,4-0,5 трлн руб. в 2019-2020-х гг. Расходная часть бюджета с 2019 г. формируется в соответствии с принятым бюджетным правилом с базовой ценой нефти 40 долларов за баррель, индексируемой ежегодно на 2%.

      В 2018 г. дефицит федерального бюджета составит около 0,2% ВВП, в 2019 -2021 гг. федеральный бюджет будет сводиться с профицитом на уровне 0,6-0,9% ВВП.

      При этом Минфин в соответствии с бюджетным правилом будет производить массированные закупки иностранной валюты, финансируемые большей частью за счет долгового 16 заимствования. Объем покупок валюты Минфином на периоде 2018-2021 гг. будет варьироваться в пределах от $27 млрд до $46 млрд в год в зависимости от стоимости нефти.

      В целом за период 2018-2021 гг. валютные сбережения Минфина увеличатся почти на $140 млрд. С другой стороны, это приведет к росту суверенного долга с 12,6% ВВП в 2017 г. до 18,4% ВВП в 2021 г.

      Доходы Федерального бюджета России: 2006-17 гг.

      В случае если стоимость нефти будет устойчиво превышать базовую цену, то бюджетная политика в 2019-2020 годах может стать более жесткой, чем это предусмотрено законом о федеральном бюджете на 2018-2020 гг.

      Это обусловлено тем, что в соответствии с бюджетным правилом предельный уровень расходов рассчитывается исходя из доходов, полученных при предпосылках базового сценария прогноза Минэкономразвития.

      Ключевым параметром для расчета доходов является обменный курс. В случае если Минэкономразвития скорректирует вверх цену на нефть в базовом сценарии ($41-42 за баррель в 2019-2020 гг.), это должно привести к пересмотру прогноза курса рубля в сторону укрепления.

      Более крепкий курс дает снижение как базовых нефтегазовых доходов, рассчитанных в соответствии с бюджетным правилом, так и ненефтегазовых доходов за счет снижения поступлений от налогов на внешнеэкономическую деятельность. Это потребует коррекции вниз предельного объема расходов в 2019-2020 гг.

      Так, в соответствии с предпосылками прогноза "Внешэкономбанка" (цена на нефть в 2019-2020 гг. $53-57 за баррель и соответственно более сильный, чем в правительственном прогнозе, курс рубля), предельный размер расходов, определенный по бюджетному правилу, в 2019-2020 гг. будет на 3-5% ниже, чем установленный законом о федеральном бюджете на 2018-2020 гг.

      Применение бюджетного правила приведет к существенному сокращению расходов бюджета в реальном выражении. В 2019 г. расходы должны будут сократиться в реальном выражении на 11,1% после снижения на 2% в 2018 г. В целом за период с 2015 по 2019 гг. расходы в реальном выражении снизятся на четверть. Только с 2020 г. начнется рост расходов – на 0,2% в 2020 г. и на 0,6% в 2021 г. С учетом того, что сокращаются в первую очередь расходы инвестиционного характера, негативное влияние рестрикционной бюджетной политики на экономический рост и структурные преобразования в экономике будет достаточно сильным.

      Новости партнеров

      Форма обратной связи

      Отправить

      Форма обратной связи

      Отправить